Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте
Автор: Даньшина Галина Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 17.09.2014
Статья просмотрена: 1980 раз
Библиографическое описание:
Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте / Г. М. Даньшина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6169/ (дата обращения: 16.11.2024).
Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков, им самим.
Д. С. Лихачев
Проблемы экологии приобретают в настоящее время все более глобальный и общечеловеческий характер. В современных условиях наибольшую опасность представляют нарушение экологического равновесия в местном, региональном и всемирном масштабах. Очень часто мы слышим о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В связи с появлением экологических проблем и необходимостью их преодоления в образовании появилось новое направление — экологическое. В связи с этим появились и новые понятия: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», в том числе и «экологическое воспитание дошкольников». Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление детей с природой.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениями объектам, которые окружают ребенка и с которым он знакомится в дошкольном детстве. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Что же такое экологические знания? Это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. [1, с.3]
В методике экологического воспитания дошкольников специфической чертой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение. Задача такого опосредованного познания — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Именно поэтому в экологическом воспитании большое значение имеет создание зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях. [3, с.12]
Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. [3, с.13] При наличии даже небольшого пространства, в каждой возрастной группе необходимо иметь уголок природы. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения. Важно, чтобы растения были ухоженными, правильно размещены и красиво оформлены. Комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа. которых надо любить и о которых следует заботиться — их существование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями. Непосредственная близость обитателей уголка природы к детям позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разных видов совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену в различные формы совмещения с игрой и творчеством. [3, с.34] Дети с интересом наблюдают, когда в уголке природы появляются также и временные объекты природы, например мини-огород на окне — лук и чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Эти растения можно использовать в виде витаминной добавки в питании детей, а кроме этого эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной в совместной деятельности с детьми можно вырастить цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы сделать выгонку веток. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение. [3, с.36]
Экологическую развивающую среду также необходимо создавать и на участке детского сада. Если вся территория хорошо озеленена, получается благоприятный микроклимат. На территории детского сада лучше сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья год, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды; ива красиво раскидывает свешивающиеся ветви; береза привлекает внимание белым стволом. На всех участках, где гуляют дети, необходим травяной покрой, который создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле — именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, кроме того зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. Обязательно должны быть цветники — учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На территории дошкольного учреждения могут быть созданы различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Можно создать фито — поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу. Эти «экологические пространства» позволяют проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. [3, с.37]
В экологическом воспитании большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической культуры. Создание развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но эта деятельность становится методом лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги. которые все делают сами не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, тщедушность и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве»: в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы. [3, с.40] В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим сними и польем их». С возрастом детей меняются функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает. Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу. [3, с.41]
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — ого само требует наличия определенных знаний, как отправных моментов наблюдений. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных. явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. [3, с.45] Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Играющий ребенок всегда находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. [3, с.67]
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, участниками которых являются не только сотрудники детского сада и дети, но и их родители. Можно использовать такие акции как «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. [3, с.82] Знания, которые получают дети, не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада.–М.: Просвещение, 1999.– 207 с.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя ДОУ.–М.: Просвещение, 2002.– 144 с.
3. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.