Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию
Автор: Костина Надежда Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 18.09.2014
Статья просмотрена: 1752 раза
Библиографическое описание:
Костина, Н. А. Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию / Н. А. Костина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6170/ (дата обращения: 15.11.2024).
Перед современной российской школой общество и государство ставят задачи подготовки учеников, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения жизненных ситуаций, умеющих учиться в течение всей жизни, овладевать высокотехническими технологиями в конкурентном мире (пр.271 президента РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г)
Мы видим, что сама жизнь предъявляет к школе новые требования. Цель обучения в отношении знаний сводится не столько, чтобы научить применять их по образцу, сколько научить применять знания в новых, нестереотипных условиях. Для того, чтобы знания могли применяться творчески, у ученика должна быть сформирована готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решения проблем, т. е. его знаниям должна быть свойственна гибкость. А чтобы гибкость проявлялась достаточно масштабно и на высоком теоретическом уровне, нужна обобщенность и системность знаний учащихся, их полнота и глубина.
Нужны новые подходы к процессу формирования личности ребенка, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности. И они, конечно же, существуют. Развитие творческой личности — это наивысший уровень развития.
Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным? Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Необходима интеграция науки и практики. Каждый живой организм вырастает из своего зернышка, которое уже изначально содержит в себе “проект” не только форм его тела, но и возможных форм, перспектив его жизни. То же и у человека. Каждый человек несет в себе некую предзаданность, перспективу, направление, содержащее веер возможностей его личностного роста, развития его способностей, становления форм его сознания и мышления, выбора форм и стиля жизни, реализации образа своего “Я”. В то же время, очевидно, что каждый человек, обладая своей неповторимой индивидуальностью, приходит в мир в определенное историческое время и осваивает те формы человеческого сознания, мышления, деятельности, которые актуально существуют в данном обществе, его коллективном сознании, профессиональной практике, социальности. По-видимому, также можно предположить, что индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы.
Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. На определенном этапе своего развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами. Эта помощь — не прямая подсказка, а организация совместного поиска, при котором ученик напрягает свой ум. Именно такая опора на “зону ближайшего развития” помогает раскрыться имеющимся у него возможностям, воспитывает веру в свои силы, положительную мотивацию к учению.
Сформировать личность, отвечающую этим требованиям можно используя деятельностный подход к образованию.
Уроки истории и обществознания обладают широкими возможностями для формирования образовательной компетентности, универсльных учебных действий, ведущих к развитию фундаментальных качеств личности: самостоятельности, рефлексивности, способности к самообразованию.
Развитие таких качеств возможно с помощью творческих заданий.
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.
Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.
Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя известную самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изучаемого материала, самостоятельно его осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли, постоянно совершенствуют методику своей работы. По мере перехода учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая познавательная деятельность учащихся всё более и более сближается с научно-исследовательской работой.
Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников.
На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды творческих заданий.
Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 5–8 классов.
- Составление кроссвордов с терминами данной темы; к изученному разделу; с именами.
- Составление «дырявых» текстов, то есть текстов с пропущенными словами. Для выполнения данного задания даются слова для справок.
- Составление логических заданий «Найди лишнее». Это задание можно выполнять с терминами, именами, датами.
- Составление вопросов для игры «Да — нет». Дети разрабатывают фразы в форме утверждений. Руководитель игры читает составленные утверждения, а ученики говорят «да» или «нет».
- Составление рассказов на историческую тему с ошибками. В задании к такому рассказу нужно указать количество ошибок.
- Сочинении сказки или стихотворения о каком-либо историческом объекте.
- Составление заданий на соотношение.
- Рисование иллюстраций к изученному параграфу.
Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 9–11 классов.
- Составление вопросов к тексту параграфа, которые начинались бы со слов кто и почему.
- Разработка тестовых заданий с датами данного раздела.
- Составление тестовых вопросов к параграфу.
- Составление незаконченных предложений или предложений с пропусками.
Выполнение подобных заданий практически показывает высокий уровень самостоятельности учащихся, их интереса к предмету истории. Эта работа подвластна не только учащимся, достигшим наилучших успехов в своей учебной деятельности по предмету, но и слабым детям. Творческие задания содействуют успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Литература:
1. Лернер И. Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». — М., 1982, с. 45
2. Студеникин М. Т. «Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Степанищев А. Т. «Методика преподавания и изучения истории: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002.