Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов
Автор: Гайфутдинова Милауша Гарафутдиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 21.09.2014
Статья просмотрена: 567 раз
Библиографическое описание:
Гайфутдинова, М. Г. Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов / М. Г. Гайфутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6193/ (дата обращения: 15.11.2024).
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов.
Дошкольное детство — это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции — явления разной природы, но динамично взаимосвязанные.
Эмоции — то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и нередко осознаются дошкольником. Формирование у ребенка новых мотивов связано с появлением у него переживаний.
Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями деятельности, отношением других людей — сверстников и взрослых. Эти разные по содержанию эмоции отличаются глубиной протекания и последствиями.
Любой предмет может служить источником разных переживаний. Степень этих переживаний зависит оттого, входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребенка мотивов и ценностей. Ценность — это значимость для человека чего-то в мире, это принятая и осознанная направленность поведения (С. Л. Рубинштейн).
Применительно к дошкольнику можно выделить разные категории объектов, которые как бы соответствуют ценностям разного уровня и вызывают неодинаковое отношение в сознании ребенка. Объектом ценностного, эмоционального отношения ребенка могут быть люди, предметы, образы (людей или предметов), идеи, действия.
Процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других, можно наблюдать на примере коллективной трудовой деятельности дежурных. Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, ее значение коллектива детского сада, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать представления о социальной значимости этих действия.
В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных. Таким образом, создается система групповых требований и ожиданий. Действия ребенка, соответствующие этим требованиям получают положительное «социальное подкрепление», а несоответствующие — отрицательное.
Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в переориентировке ребенка на новые ценности. Благодаря систематическому участию в общем деле детям открывается его полезность для окружающих, значимость той роли, которую они в этом деле выполняют. Превращение такого рода требований в требования к самому себе (во внутренние мотивы детского поведения) осуществляется постепенно.
Первоначально часть детей отказывается от дежурства, стремясь переложить свои обязанности на другого. А если и принимают задание, не достаточно хорошо выполняют задания.
Затем в созданных условиях коллективной деятельности поведение детей начинает упорядочиваться, выполнение обязанностей дежурного приобретает более организованный характер, однако лишь под непосредственным влиянием указаний и оценок взрослого и сверстников.
Некоторые дети надолго задерживаются на этом этапе. Для них общественная суть дела пока не является главной. Основное значение имеет похвала. Впоследствии эти дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Ребенок начинает выполнять обязанности ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей.
Изменения в эмоциональной сфере непосредственно отражают изменения мотивов трудовой деятельности.
По мере формирования такого рода мотивов безразличное отношение к трудовым обязанностям сменяется очень большой чувствительностью по отношению к оценке окружающих. Затем волнения сменяются переживаниями с тем, насколько хорошо выполнено полезное дело, насколько результаты соответствуют интересам других людей.
Однако складывающиеся у детей простейшие социальные мотивы трудовой деятельности являются еще очень неустойчивыми. При возникновении внешних и внутренних помех дети могут прекратить выполнение обязанностей дежурного.
Если цель деятельности воспитателем специально не объясняется, то дети выполняют ее без воодушевления. Однако их поведение существенно меняется, если выполнение задания мотивируется.
Становление сущностных характеристик человека связывают с формированием у него нравственной позиции. Нравственная позиция — это характеристика сущности личности. Ребенок–дошкольник — тоже личность, но которая еще развивается, формируется.
Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процесс формирования детской личности. Понятие «личность» есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применял по отношению к другим.
Педагог должен понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с нравственными, социальным, нормами его жизни и деятельности. Представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 2010.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей. — Ярославль, 2007.
4. Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
5. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. М., 2005.