Дидактическая целесообразность применения компьютерных учебников и обучающих систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 23.09.2014

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Мауль, А. В. Дидактическая целесообразность применения компьютерных учебников и обучающих систем / А. В. Мауль. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6199/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: информация, компьютерные средства обучения, индивидуальный подход, инструментальные средства.

Необходимость использования персонального компьютера для осуществления учебного процесса доказывается постоянно, начиная еще с 60-х гг. прошлого века. Разработанные материалы многолетнего применения идей и методов обучения с использованием компьютерных систем, проведенные в школах и профессиональных учебных заведениях, позволили говорить о качественно новом уровне развития необходимости использования (в том числе и дидактической) компьютеризации образования.

Информационная (компьютерная) технология обучения понимает под собой процесс разработки и передачи учащемуся обучающей информации при помощи компьютерных средств обучения. С помощью компьютерных средств не определяются методы, средства и содержание учебного процесса — они являются только достаточно эффективным средством учебного процесса, адекватно включающимся в учебный процесс.

Разработка компьютерных средств обучения целесообразно только в том случае, если применение указанных программных продуктов будет повышать эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемого с применением технических возможностей персонального компьютера. Таким образом, обеспечение эффективного учебного процесса компьютерный учебно-методический комплекс принципиально отличается от привычных текстовых учебников и справочных пособий. Следовательно, применение в учебном процессе компьютерных средств неизменно ведет за собой нарушение средств и методов преподавания того или иного учебного курса [2, с. 142].

Целенаправленный выбор методики представления обучающей информации в компьютерном учебном пособии позволяет учителю сформировать индивидуальный подход в обучении для каждого ученика, а также, ученик, при выполнении самостоятельной работы может выбирать те разделы компьютерного учебного пособия с учетом индивидуальных интересов или необходимости повторения пройденного материала. Это определяется тем, что уровни знаний-умений-навыков учащихся различны, поэтому возникает необходимость изучения учебного материала по индивидуальной методике, соответствующей различным степеням обучаемости и последовательности изучения различных тем или целых разделов. Во всех электронных учебниках теоретический материал представлен в виде гипертекстовой структуры, это позволяет учащемуся отражать на экране нужную информацию в сжатом виде, используя только то количество гиперссылок, какое ему необходимо в данный момент: ссылки с известными определениями можно не открывать или, наоборот, воспользоваться ссылками, содержащими дополнительную информацию. В конце каждого раздела учебника даны ссылки, при нажатии на которые возможен переход к предыдущему или к содержанию учебника. Индивидуальный подход в обучении достигается благодаря тому, что каждый учащейся может самостоятельно выбрать доступный ему объем изучаемого теоретического материала, или, по необходимости, вернуться к недостаточно изученному разделу, выделяя необходимое количество времени на изучение каждого раздела.

Применение в обучении традиционных технологий основано на принципе абстрактно-логической передачи учебной информации. Тем не менее, следует помнить о том, что человек запоминает поступающую информацию в более сжатом виде, точнее в образе отдельных образов или схематичных рисунков. Именно из этого и вытекает необходимость создания методов и средств автоматизированной передачи учебной информации при помощи образных представлений. Целостное представление о предметах и явлениях, формируется путем блокового представления информации с использованием структурно-логических схем (СЛС). Использование в учебном компьютерном материале структурно-логических схем позволит учащимся с образным (синтетическим) стилем мышления сформировать мельчайшие детали полученной в целом информации и, наоборот, учащимся с аналитическим стилем мышления увидеть общее, опираясь на частное. Информационная реализация структурно-логических схем помогает представлять ее детальные моменты непосредственно на экране монитора или проектора. При нажатии кнопки мыши на какой-либо определенный элемент структурно-логической схемы, в отдельно открывающемся окне появляется его краткое описание. Для реализации указанного выше способа обязательно применение инструментальных средств представления получаемой информации, в том числе различные программы и технологические средства (Internet Explorer, Macromedia Flash, Lotus Notes и др.). Структурно-логические схемы в электронном учебном пособии могут представлять собой текстово-графические схемы, на которых получаемая информация визуально сжата до очень малых размеров, заключающихся в использовании символьных ассоциацией и выделения главной мысли. Тестовые вопросы по изучаемым разделам могут или включаться в структуру электронного учебного пособия, или могут быть вынесены в конец учебника отдельным разделом. Очень часто, вопросы для самоконтроля вынесены в отдельный компьютерный задачник, включающий в себя также и некоторые задачи практических занятий. Последний подход является наиболее продуктивным, потому как он дает возможность самостоятельного выбора порядка и времени работы над электронным пособием, чередования изучения теоретического материала и контроля усвоенных знаний. Опыт использования компьютерных средств обучения показывает, что использование электронных обучающих систем с уже заранее разработанным сценарием и обязательным проведением контроля в определенных местах, является скорее недостатком, который, как правило, лишает учащегося проявления инициативы.

Экспериментальные исследования эффективности применения различных компьютерных средств обучения показали, что использование гиперссылок и структурно-логических схем помогает обобщить и систематизировать полученные знания по изучаемой учебной дисциплине, выявить физические и математические закономерности изучаемых явлений, определить необходимый объем изучаемого теоретического материала, сокращая при этом время изучения и запоминания. Помимо этого обеспечивается обобщение или, наоборот, развертывание и классификация полученной информации с учетом увиденного крупного блока учебной дисциплины в целом, без ее деления на кадры или разделы. В этом и проявляется действие принципа индивидуализации учебного процесса.

Использование автоматизированного учебного пособия как элемента компьютерной обучающей системы, включающей в себя компьютерный учебник и компьютерный задачник, проектируемых с учетом дидактического, методического и психологического принципа обучения, делает возможным существенного повышения эффективности учебного процесса.

Разработка компьютерных учебных пособий не сведено только к отражению текста и регистрации правильных ответов на тестовые вопросы. Работа с электронным учебным пособием рассматривается педагогом как деятельность, направленная на развитие у учащихся познавательных, эмоционально-мотивационных и волевых процессов [3, с. 184].

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать основные плюсы и минусы применения в учебном процессе компьютерных средств обучения.

Главными преимуществами электронного учебного пособия можно назвать следующие ключевые моменты:

1. применение визуальных технических средств;

2. оснащение теоретического материала динамическими иллюстрациями;

3. возможность самостоятельного моделирования;

4. тестирование или какая-то другая проверка полученных учащимися знаний;

5. организация самостоятельной работы учащихся с электронным пособие;

6. работа с гипертекстовыми ссылками;

7. организация виртуальных лабораторных работ.

Необходимо указать также и те недостатки, которые не позволяют найти широкого применения электронным учебным пособиям:

1. отсутствие единой концепции, лежащей в основе разработки электронного учебного пособия;

2. большая часть электронных учебных пособий представлена в виде упрощенных популяризаторских справочников, которые, по понятным причинам, не могут стать полноценным источником получения системных, углубленных знаний;

3. не всеми хорошо воспринимается текст на экране монитора;

4. заранее продуманная по типу печатного издания подача теоретического материала, при этом учащиеся обязаны действовать по уже определенной жесткой схеме, тем самым, сковывая их самостоятельную деятельность [1, с. 82].

Литература:

1. Гаркин И. В. Современные подходы к преподаванию информатики при помощи компьютерных технологий // Информационные технологии, 2008, № 6. — с. 447.

2. Кручинина В. В., Импольский С. З. Программные средства для создания электронных учебных пособий // Материалы конференции «Новые информационные технологии в школьном образовании» — Новосибирск: 2005. — с. 234.

3. Преподавание информатики в старшей школе: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. — 2-е изд. — М., 2004. — с. 540.

4. Основы создания компьютерных обучающих и тестирующих систем: Сборник научных трудов / Под ред. Иванченко А. И. и др. — Новочеркасск, 2011. — с. 199.

5. Соколов А. В. Разработка компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. — Самара: СГАУ, 2005. — с. 137.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, компьютерное средство обучения, теоретический материал, электронное учебное пособие, индивидуальный подход, компьютерное учебное пособие, персональный компьютер, учебная дисциплина, учебная информация, экран монитора.

Ключевые слова

информация, компьютерные средства обучения, индивидуальный подход, инструментальные средства., инструментальные средства

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов

Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса

Теоретические подходы в экономическом воспитании

В статье дается обоснование теоретических подходов к экономическому воспитанию, и роли экономики в жизни ребенка.

К проблеме перспектив использования информационных технологий в вузе

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, проанализированы вопросы использования компьютерного адаптивного тестирования, а также приведены правила составления тестовых заданий.

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий

Данная статья посвящена особенностям использования информационных технологий на уроках истории.

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Отслеживание эффективности IT-команд: методы, метрики и практические рекомендации

Применение информационных технологий при подготовке квалифицированных кадров — проектировщиков

В статье рассматриваются методы и модели обучения студентов архитектурных и строительных специальностей, основанные на применении современных технических средств обучения и информационных технологий.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования экологической культуры будущих учителей начальных классов

Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса

Теоретические подходы в экономическом воспитании

В статье дается обоснование теоретических подходов к экономическому воспитанию, и роли экономики в жизни ребенка.

К проблеме перспектив использования информационных технологий в вузе

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, проанализированы вопросы использования компьютерного адаптивного тестирования, а также приведены правила составления тестовых заданий.

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий

Данная статья посвящена особенностям использования информационных технологий на уроках истории.

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Отслеживание эффективности IT-команд: методы, метрики и практические рекомендации

Применение информационных технологий при подготовке квалифицированных кадров — проектировщиков

В статье рассматриваются методы и модели обучения студентов архитектурных и строительных специальностей, основанные на применении современных технических средств обучения и информационных технологий.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете