Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе
Авторы: Бондарева Татьяна Викторовна, Закроева Татьяна Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 09.10.2014
Статья просмотрена: 2546 раз
Библиографическое описание:
Бондарева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе / Т. В. Бондарева, Т. А. Закроева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6207/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.
Человек, ты можешь духовно расти, только помогая другому быть человеком.
Работая в сельской средней школе, особое внимание на учебных занятиях и во внеурочной деятельности мы уделяем духовно-нравственному воспитанию школьников. Исходя из собственного опыта работы в школе, можно с уверенностью сказать, что духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Хочется рассказать о том, какое место занимает в МБОУ Остерской средней школе организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
На сегодняшний день в нашей начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений: спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художествен-но-эстетическое.
Для реализации внеурочной работы по вышеперечисленным направлениям необходимо стремиться к достижению основной цели духовно-нравственного воспитания- это воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Работая в данном направлении, мы выделили для себя ряд задач: формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения; воспитывать нравственные качества(патриотизм, гражданственность, уважение к правам, свободами обязанностям человека); способствовать усвоению нравственных норм; вырабатывать основные этические понятия, оценочные моральные принципы.
Важная роль в выборе направления и планируемых внеурочных занятий отводится учителю. Педагогу необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, делая это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. Внеурочная деятельность по данным направлениям проводится учителями начальных классов, учителями-предметниками. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю, во второй половине дня. Место проведения занятий — классные комнаты 1,2 классов, спортивный, актовый залы. Возраст детей-7–8 лет.
Спортивно-оздоровительная деятельность представлена в школе кружками «Наша безопасность», «От игры — к спорту», «Ритмика» и ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Внеурочные занятия «Наша безопасность», «От игры- к спорту» проводит преподаватель-организатор ОБЖ, имеющий высшую квалификационную категорию. Конечно, как и любое занятие, часы здоровья требуют творческого подхода, поэтому учитель старается использовать разные виды деятельности: беседы, включающие вопросы гигиены, питания, закаливания и техники безопасности; деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, экскурсии.
Внеурочные занятия по «Ритмике» проводит с учащимися классный руководитель 2 класса, которая имеет музыкальное образование. Такие занятия помогают педагогу и родителям повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта. Актуальность данной программы состоит в биологически необходимом объеме движений для младших школьников, смене умственного процесса на физическую деятельность, снижения утомляемости учащихся и активизации малоподвижных детей.
«Мой край», «Экология и Я» относятся к туристско-краеведческому направлению, где педагоги — классные руководители 1 и 2 классов-приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому Смоленского края. Ученики знакомятся с историей города Рославля, открывают для себя новые имена, исторические и культурные памятники; изучают природу родного города, края; знакомятся с традициями, обычаями народов нашего края. Опытные педагоги помогают раскрыть нравственную сторону познания окружающего мира, его богатства, красоты, разнообразия; воспитывают чувство ответственности по отношению к природе; учат понимать взаимосвязь живой и неживой природы; формируют бережное отношение к природе своего края.
Учителя предлагают учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети активно участвуют. Предлагая мероприятие, классные руководители учитывают мнения детей в выборе задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Классные руководители стараются заинтересовать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Педагоги видят и по достоинству оценивают участие каждого ребенка во внеурочном занятии. К участию во внеурочных мероприятиях с детьми учителя привлекают родителей. Так, совместно с детьми, родители участвуют в трудовых и экологических акциях, высадке растений, создании цветочных клумб.
Художественно-эстетическая деятельность реализуется на кружках: «Музыкальная капель», «Умелые руки», «Художественная вышивка». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
Внеурочные занятия кружка «Музыкальная капель» состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. На занятиях учащиеся 2 класса со своим классным руководителем изучают произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. В организации занятий учитель использует новые формы и методы, старается организовать индивидуальную работу с детьми; осуществляет совместную работу с родителями: привлекает к участию в праздниках, проводит беседы-консультации «Как беречь голос ребенка», «Песня в жизни ребенка» и другие.
В ходе опроса детей и родителей, с целью выявления желаемых сфер дополнительного образования детей, было выявлено, что учащиеся младших классов желают заниматься декоративно-прикладным творчеством. На этом основании была создана программа «Художественная вышивка». На кружке учитель использует разные формы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, использование ИКТ, выполнение практических заданий, уроков-игр, урок-практикум. Формой оценки работ является совместный просмотр образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Дети учатся на занятиях применять средства художественной выразительности, изготавливать изделия по своим собственным эскизам, вносить в работу элементы фантазии и разнообразия.
Кружок «Умелые руки» проводит воспитатель ГПД с учащимися 1 класса. Дети работают с бумагой, тканью, природным материалом, пластилином, с бросовым материалом. Программа этого кружка предоставляет возможность воспитателю познакомить детей с окружающим миром, осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд. Результатом деятельности детей служат выставки поделок из различного материала, участие в конкурсах декоративно-прикладного искусства, использование поделок-сувениров в качестве подарков мамам, бабушкам, воспитанникам детского сада «Солнышко», ветеранам и участникам ВОВ, для оформления класса, актового зала при проведении праздничных утренников.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, политические предпочтения, религиозные взгляды и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением мам, пап, бабушек и дедушек, у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно. И сделать это должны мы, взрослые -учителя и родители. Ведь мы своим детям желаем только добра!
В следующем учебном году, учитывая запросы детей и родителей, духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности может быть представлено новыми кружками и направлениями.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997г.
2. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. — 304 с., Авторы: Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т. Д.
3. Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А., 1 класс, АЗБУКА ИСТОКОВ «Золотое сердечко».
4. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Толстого Л. Н.: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг.
5. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В. А.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС., воспитательный потенциал ФГОСПохожие статьи
Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экологической правовой культуры детей и молодёжи в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...
Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.
Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся
В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности
В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся
В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Похожие статьи
Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экологической правовой культуры детей и молодёжи в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...
Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.
Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся
В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности
В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся
В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...