Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий
Авторы: Марукова Татьяна Анатольевна, Зубова Ольга Николаевна, Лукьянова Надежда Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 390 раз
Библиографическое описание:
Марукова, Т. А. Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий / Т. А. Марукова, О. Н. Зубова, Н. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6231/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально — экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом вариативных образовательных программ, запросов семей, а так же изменяющихся условий.
Однако, скорость нарастания изменений в наше время настолько велика, что выживает не самый умный и не самый сильный, а тот, кто успевает меняться вместе со временем.
Одним из таких глобальных изменений современности является процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий во всех сферах деятельности человека охватывающий все развитые страны, в том числе и Россию. Информатизация настолько сильно сказывается на политической, социально-экономической и культурной сферах жизни, что нередко ее определяют как революцию, информационный взрыв, последствия которого еще мало изучены. Становление информационного общества влечет за собой радикальные преобразования и в сфере производственных структур и технологии, и, что более значимо в социально-экономических отношениях, культурной сфере, духовной жизни, быту.
Человек увеличивает круг самых разнообразных задач своей деятельности, которые он может решать с помощью информационных технологий. В настоящий момент решается проблема психологической адаптации человека к новым условиям жизни в информационном обществе, приобретения первоначальной компьютерной грамотности. Актуален вопрос формирования культуры использования персональных компьютеров как средства решения задач профессиональной деятельности. Все это предъявляет качественно новые требования к образованию. Возникают проблемы развития системы образования средствами эффективного внедрения компьютерных технологий.
Перед каждым образовательным учреждением возникает вопрос, а каким образом оказывать необходимые государственные услуги в электронном виде. Актуален этот вопрос оказался и для нас.
Одна из главных задач, а именно формирование личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитывающих взрослых с детьми решалась нами в частности через создание и успешное функционирование Клуба заботливых родителей, а так же внедрение авторской программы по профилактике социального сиротства в ДОУ «Растем успешными».
Однако анализ участия родительского контингента ДОУ в различных формах работы показал снижение родительской активности. Родители заинтересованы в оперативном получении информации с использованием сети Интернет и IT- технологий. В результате поиска новых форм взаимодействия с семьей мы остановились на использовании компьютерных технологий в работе с родителями, внедряя линии «Медиа ДОУ» и «Окна РОСТА».
Учитывая, что в период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания родителям, нами была создана новая продуктивная форма взаимодействия с ними — «Медиа ДОУ» — это установка и запуск плазменных панелей в холле и приемных групп для информирования родителей. Такая форма взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Рекламные ролики помогут родителям быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса в ДОУ, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т. д.
Преимущества использования данной формы во взаимодействии с родителями следующие: это — минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; рост объема информации; оперативное получение информации.
Следующая линия «Окна РОСТА» — это создание личного кабинета родителя на сайте ДОУ. Предположительно электронная модель будет состоять из двух разделов: электронного портфолио и окна психолого-педагогического сопровождения с обратной связью. В ведении электронного портфолио могут принимать участие как педагоги, так и родители. В окне сопровождения размещаются как психолого- педагогические материалы для повышения родительской компетентности в целом, так и индивидуальные рекомендации специалистов для сопровождения конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возникающих проблем.
Электронный «Окна РОСТА» будет основан на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволит быстро выполнить яркое, красочное наполнение со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает как родителя, так и ребенка. Он мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое.
«Окна РОСТА»– это современная эффективная форма, помогающая решать важные педагогические задачи. Введение его позволяет повысить активность родителей в образовательном и воспитательном процессе, уровень осознания ими своих целей и возможностей, создаст личностно — ориентированное взаимодействие воспитывающих взрослых и детей. Благодаря мгновенной передаче информации на любые расстояния, он станет доступным для родителей через сеть Интернет в любое удобное для него время — дома, на отдыхе или на работе, с компьютера, ноутбука или мобильного телефона. И, что не маловажно, заинтересует пап.
Однако анализ компьютерной грамотности родителей показал низкий уровень владения ИКТ у 47 % родителей, что не позволяет активно внедрять инновационные формы взаимодействия с родителями, реализовывать созданные проекты и использовать современные образовательные технологии.
Учитывая то, что у родителей низкий уровень компьютерной грамотности, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности родителей, формирование у родителей потребность в использовании IT- технологий. С этой целью нами была создана линия «ПК-школа». Это — краткосрочная образовательная практика по работе в программах PowerPoint, Windows Movie Maker 2.6, Microsoft Publisher, а также сети «Интертет». Данная линия проекта будет реализовываться в рамках действующего «Клуба заботливых родителей».
Основная идея проекта заключается в том, что эффективное использования IT- технологий в ДОУ позволит повысить компьютерную грамотность родителей; воздействовать на эффективность взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка; совершенствовать информированность родителей о качестве образовательных услуг в учреждении; создать условия для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров; формировать целостный позитивный имидж образовательного учреждения.
Литература:
1. polilova@online.ru Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед. научный сотрудник МИОО
2. edugalaxy.intel.ru «Формирование среды электронного обучения 21-го века»
3. http://festival.1september.ru/articles/589998/ Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой Ахтырская Ю. В.
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с.32.