Специфика обучения иностранным языкам девочек с учетом гендерных особенностей
Автор: Мухортова Ирина Игоревна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 28.09.2014
Статья просмотрена: 233 раза
Библиографическое описание:
Мухортова, И. И. Специфика обучения иностранным языкам девочек с учетом гендерных особенностей / И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6234/ (дата обращения: 19.12.2024).
Девочка, девушка, женщина.
В ранний ли, в поздний ли час
Столько в тебе перемешано —
Все и не выскажешь враз.
Т. Кузовлева
Эти строки Т. Кузовлевой отражают всю сложность и многогранность женской природы. Принимая во внимание тот факт, что в нашем учебном заведении все обучающиеся девочки, мы не можем игнорировать важность учета индивидуальных психолого-педагогических особенностей наших учащихся при организации учебного процесса, а именно урока, потому что именно урок — это то, что позволяет воплотить на практике наши педагогические идеи, замыслы, воплотить в реальность педагогические технологии. Т. е. урок — это квинтэссенция педагогического творчества.
В связи с этим растет и потребность в новых методах и подходах в преподавании иностранного языка, чтобы создать оптимальные условия для усвоения знаний и развития умений и навыков каждым учеником. Начало конструирования образовательного процесса начинается с глубокого изучения индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учащихся, природных задатков, а также их интересов является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса.
Психологические свойства девочек
Мышление |
конкретное, прагматичное |
Восприятие |
более детализированное |
Внимание |
менее подвижное, более короткий период врабатываемости |
Активность |
направлена внутрь |
Особенно активен |
задние отделы коры головного мозга |
Способности |
вербальные |
Ориентация |
на зрительные ощущения |
Математические способности |
Легче справляются с алгеброй (счет, манипуляции с цифрами и формулами) |
Период продуктивности работы |
наступает раньше, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности |
Эмоциональная сфера |
усидчивы, спокойны, аккуратны, сдержаны, терпимы, добросовестны |
Важную роль играет |
лучшее развитие зрительно-моторной координации |
предметно-оценочная (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения) |
Все вышеперечисленные особенности имеют большое значение при организации учебного процесса и определяют выбор методов, форм и средств обучения на основании гендерного подхода. Таким образом, можно отметить, что гендерно обусловленное применение методов наиболее оптимально, так как такой подход в обучении связан с большей константностью форм и средств обучения.
При работе с девочками следует обращать внимание на то, что их тип мышления отличается: индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, преобладанием произвольной речи.
Девочки отличается конкретным и прагматичным мышлением, детализированным восприятием, ориентацией на зрительные ощущения, хорошо развитой зрительно-моторной координацией, усидчивостью, уравновешенностью, аккуратностью, сдержанностью, добросовестностью.
Все вышеперечисленные особенности имеют большое значение при организации учебного процесса и определяют выбор методов, технологий, форм и средств обучения на основании гендерного подхода.
Методы и способы обучения девочек
Традиционный: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный |
Исполнительская деятельность, задания, ориентированные на механическое запоминание |
Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями |
Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике |
Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению |
Дозирование объема и разнообразие новой информации |
Достаточное количество повторений для усвоения |
Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь |
Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память |
Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы |
Использование вербальных способностей |
Размеренный темп урока |
Достаточно быстро усваивают информацию, мало ее исследуют, стараются выдать ее обратно |
Повторы вызывают реакцию более яркую, чем первый сигнал, создавая определенный запас прочности |
Применяют одну и туже тактику при изучении совершенно разного материала |
Лояльно относятся к формам и содержанию обучения |
Получают эмоциональную, детальную, социализированную информацию |
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии.
Стандарт 2 поколения предлагает нам ряд современных педагогических технологий и приемов работы. Но остается открытым вопрос, как соединить глубоко индивидуальный подход и предлагаемые современные технологии. В связи с этим на нашем предметно-методическом объединении проходят совещания, на которых мы обсуждаем выбор индивидуальных педагогических технологий с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся и уровнем сформированности их общеучебных умений и навыков.
Таким образом, сделаны следующие выводы:
1. Принимая во внимание тот факт, что для девочек важна эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению и использование вербальных способностей, на уроках предпочтительнее использовать комплексные технологии активного обучения: групповые дискуссии, творческие мастерские. Эти технологии позволяют учащимся обмениваться мнениями по проблеме, а также позволяет воспитанницам погрузиться в процесс поиска, познания и самопознания в режиме диалога или полилога. При использовании данных технологий происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков.
2. С учетом преобладания произвольной речи у учащихся и формирования правил через речевые навыки на практике, также рекомендованы эвристические техники интенсивного генерирования идей, которые направлены на коллективное принятие решения, поиск вариантов решения творческой задачи.
3. Учитывая тот факт, что воспитанницы ориентированы на использование большого количества наглядного материала, опор на зрительную память, мы на своих занятиях используем технологии анализа ситуации для активного обучения, а именно caseтехнологи. Эти технологии позволяют целиком смыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самостоятельно выявить проблему и вопросы, требующие решения.
4. Ну и конечно же актуальны игровые интерактивные технологии: ролевые игры, тренинги, деловые игры. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, карьерой, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.
Если говорить о проектировании завтрашнего ученика и завтрашнего учебного процесса, то необходимо проектировать не только и не столько зону ближайшего развития ученика, но зону его актуального становления.
Лев Семенович Выготский утверждал, обучение и развитие происходят эффективно лишь в том случае, если предлагаемые для обсуждения и решения проблемы по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня развития обучаемого. Школьнику нужно предлагать виды деятельности, с которыми сегодня он может справиться только с помощью учителя. Тогда завтра он сможет выполнять их самостоятельно. Это позволяет получать личностные результаты, это ориентация на «зону актуального развития», на «завтра», а не на «вчера».
Ну и конечно принимая во внимание, тот факт, что мы воспитываем и обучаем девочек, будущих дели, нам следует помнить, что у детей, в особенности у девочек, с малых лет развит подражательный рефлекс.
Как сказал когда-то А. Эйнштейн, «единственный разумный способ обучать людей — подавать им пример».
Учитывая важность гендерного подхода, можно предложить некоторые рекомендации по обучению английскому языку по теме Homes. His or Hers? На материале учебника New Opportunities: Pre-Intermediate в Пансионе воспитанниц МО РФ с учетом гендерных особенностей школьников. Задания рассчитаны на введение и закрепление лексического материала по теме Housework. Учителю следует дифференцировать некоторую информацию, которая может быть занимательна только для воспитанниц. Кроме того, комплекс упражнений включает все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Учитель может сам определять целесообразность предложенного материала на своих уроках.
1. What jobs do you do at home?
2. Read the jobs below. Fill in the table with jobs typical of a man; a woman and of both of them.
Clear the table
Do the cleaning
Do the cooking
Do DIY
Do the gardening
Do the ironing
Do the shopping
Do the vacuuming
Do the washing
Do the washing-up
Lay the table
Look after the children
Look after the pets
Make the beds
Tidy a room
More likely for a man |
More likely for a woman |
As likely for a man as a woman |
3. What differences, if any, do you find in the housework held by men and women?
Tell your classmates. Together, think of reasons to explain these differences.
4. Listen to a radio programme and complete the table with the results from the a UK national survey.
Job |
National survey |
|
women |
men |
|
Cooking and washing up |
||
Cleaning and tidying up |
||
Gardening/looking after pets |
||
DIY and repairs |
||
Looking after children |
||
Washing and ironing |
- What do you think the times are for men and women in Russia?
- Fill in the spider gram with the most popular teenagers’ housework
definitely |
possibly |
definitely not |
Clear the table |
||
Do the cleaning |
||
Do the cooking |
||
Do DIY |
||
Do the gardening |
||
Do the ironing |
||
Do the shopping |
||
Do the vacuuming |
||
Do the washing |
||
Do the washing-up |
||
Lay the table |
||
Look after the children |
||
Look after the pets |
||
Make the beds |
||
Tidy a room |
- Describe the job that is written on the card but don't name it. Othersmustguessit.
Учитель готовит карточки с названиями различных видов деятельности, кладет их на стол названием вниз. Воспитанницы берут карточки, описывают данный вид деятельности, не называя его. После того, как другие ученики угадают, желательно обсудить, кто обычно выполняет эту работу по дому: мужчина или женщина.
8. Work in groups. Read about the household duties of these people and give a short summery of them.
Household Duties of Traditional Chinese Women
Traditional expectations for Chinese women did not change over the centuries. From one Dynasty to the next, Chinese women were expected to take care of all domestic chores and responsibilities. They were also expected to care for all family members, young or old, including their in-laws and extended family. Chinese women also traditionally worked on the family farm and engaged in other light industry, such as spinning and weaving.
Traditionally, Chinese women were expected to keep up with all household chores. They were responsible for all cooking, cleaning, textile repairs and childcare. Since Chinese families often had three generations living under one roof, there were many people for the women to care for. Young boys went to the fields to learn with their father, but young girls remained with their mother to help her and learn from her until it was time for their marriage.
Because such a large percentage of the Chinese population has historically been small-scale farmers---it's estimated that as much as 85 % of the population through the centuries lived in small rural communities---families had to be largely self-sufficient. It fell to Chinese women to do light manual labor such as weaving, spinning, sewing, soap and candle-making, and preparing food for storage. Women were expected to have many children, and a woman would be aided in these chores by her daughters as well as any older women living in the household.
In general, anything outside of the running of the house was traditionally considered the sphere of Chinese men. In reality, while men were the final authority on all matters, domestic or otherwise, women were an invaluable part of the farm labor task-force. Women were expected to help out on the family farm by pulling weeds, tending the vegetable garden, caring for any livestock and cultivating the rice paddies.
- Compare the household duties of Chinese women and Russian ones. What do they have in common? What is different? What is it connected with?
- Work in pairs. Discuss you part of homework from the gender point of view.
Situation 1. Brother and sister. You are at home while your parents are at work. You have much to do about the house. The brother is going to play football. The sister doesn’t want to do everything by herself. You try to share your duties.
Situation 2. Husband and wife. You’ve come home and very tired. There is much to do about the house. You try to come to some agreement about the housework.
Литература:
1. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В. С. Агеев //Вопросы психологии, 1987 — № 2. — С.152–157.
2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Линка — пресс, 1998
3. Ефремов К., Он и она: мобильность и стабильность/ К.Ефремов, Н.Ефремова // Народное образование. — 2003. — № 6. — С.93–96.]4. Сиротюк, А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Сиротюк // Народное образование. — 2003. — № 8. — С.136–139.
4. Harris M., Mower D., Sikorzynska A. New Opportunities: Pre-Intermediate — Longman, 2008
5. Household Duties of Traditional Chinese Women By Antonia Lawrence, eHow Contributorhttp://www.ehow.com/list_6878343_household-duties-traditional-chinese-women.html