Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Чухно, С. В. Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза / С. В. Чухно. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6237/ (дата обращения: 15.11.2024).

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г. А.).

Одной из задач дошкольного образования является облегчение для дошкольника прохождения этого перехода. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагога-психолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка.

В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник.

Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе указанными Урунтаевой Г. А.:

-          новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;

-          в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.

Выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению — ставит перед педагогами ДОО задачи использования адекватных коррекционных приемов и методов работы с детьми. Одним из таких методов в нашем детском саду является применение игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

-       Широкий возрастной диапазон участников игр.

-       Многофункциональность развивающих игр Воскобовича

-       Творческий потенциал каждой игры.

-       Вариативность игровых заданий и упражнений.

-       Сказочная «огранка»

Основой развития успешной личности с уверенностью можно считать наличие креативности и творческого воображения. Творческая личность строит свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Именно творческая, креативная личность способна нестандартно мыслить, находить решения в самых необычных ситуациях. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развития креативности и творческих способностей детей. Поэтому, по нашему мнению, включение творческих занятий в программу по подготовке к школе, повысит шансы детей на успешную адаптацию, освоение программы и взаимодействие со сверстниками, и прочие аспекты жизни ребенка. В структуре программы творческие занятия занимают место «закрепляющего» занятия. Тем самым, мы развиваем творческую активность и познавательный интерес, не ставя изучение нетрадиционных технологий во главу угла. Стоит так же отметить коррекционную значимость изобразительного искусства в работе с детьми, испытывающими трудности не только в освоении программы, но и трудности во взаимодействии с окружающим миром. Творческие занятия программы направлены не на изучение ребенком способов нетрадиционного искусства и оценивание работы, а на развитие самоидентификации, уверенности в себе и своих силах, личности в целом. Каждое творческое занятие несет в себе задачу коррекции какого-либо затруднения группы, тем самым к концу года мы предполагаем наработать методический материал для разработки индивидуальных программ взаимодействия с детьми, имеющими трудности в формировании и развитии личностных качеств.

Для получения всестороннего изучения пути развития ребенка необходимы методики диагностики трудностей развития дошкольников, которые дадут нам полную картину затруднений дошкольника. Так как ФГОС основан на индивидуальном личностно-ориентированном подходе, мы посчитали, что метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности Лурия, наиболее эффективен, как дифференциально-диагностический, прогностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа деятельности детей.

Диагностическая работа проводится в два этапа:

-       психолого-педагогический блок;

-       нейропсихологический блок.

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Одним из методов нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза. Основная его цель - развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.

Включение элементов нейропсихологических технологий в занятие позволяет нам оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, можно сформулировать Цель нашей программы:

Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.

Задачи программы:

-          формирование способов умственной деятельности;

-          развитие новой внутренней позиции дошкольника;

-          формирование знаково-символической функции сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          формирование произвольности поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          формирование умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность;

Теоретические основы программы:

-          теория о зоне ближайшего развития ЛС. Выготского;

-          теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности ДБ. Эльконина и В. В. Давыдова

-          метод синдромного анализа нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга А. Р. Лурия

Планируемые результаты:

-          принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;

-          формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;

-          снижение уровня личностной тревожности;

-          формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;

-          развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;

-          развитие мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие занятия построены в соответствии с тематическим планированием, отраженным в годовом плане ДОУ. Каждая тема изучается 2 занятия, на первом занятии основная цель — развитие и оптимизация познавательного компонента личности. На втором занятии основная цель — работа с эмоционально-личностным компонентом, процессы индивидуализации каждого ребенка.

Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. С целью создания открытой системы взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи, мы предполагаем проведение совместных занятий родителей и детей в форме игротренинга, на которых родители смогут познакомиться с методами и приемами работы по подготовке к школе, а так же повысить педагогическую компетентность. Занятия будут проводиться один раз в квартал с итоговым развлечением в конце года «В школу, с радостью!» Так же предусматривается проведение консультаций, семинаров-практикумов, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе.

Литература:

1.         Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. — 190 с, — (Психол. Наука — школе)

2.         Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

3.         Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, занятие, ребенок, школа, ближайшее развитие, детский сад, дошкольное образование, мозговое обеспечение, нейропсихологический метод, условная ситуация.

Похожие статьи

Применение игровой технологии В. В. Воскобовича в развитии сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития

Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Проектирование методов обучения на основе имитации элементов телевидения как педагогическое творчество преподавателя в педвузах Вьетнама

Похожие статьи

Применение игровой технологии В. В. Воскобовича в развитии сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития

Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Проектирование методов обучения на основе имитации элементов телевидения как педагогическое творчество преподавателя в педвузах Вьетнама