Анализ ценовой политики Ошского технологического университета имени академика М. М. Адышева
Автор: Артыкбаева Сонунбу Жумабековна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 117 раз
Библиографическое описание:
Артыкбаева, С. Ж. Анализ ценовой политики Ошского технологического университета имени академика М. М. Адышева / С. Ж. Артыкбаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6241/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность проблемы: В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не может проявить себя в полную силу, а его реализация сопряжена со значительными трудностями, однако именно он может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период.
Традиционно в условиях рынка необходимость маркетинга возникала по мере того, как отрасль за отраслью подходили к «точке маркетинга» — ситуации, когда наращиваемый объем предложения товаров, услуг впервые уравновешивал доминировавший ранее спрос и в дальнейшем устойчиво превосходил его.
Наша экономика тоже подошла к «точке маркетинга», но иным, более тернистым путем — через превышение темпов падения платежеспособного спроса над темпами падения производства. Эта особенность, легко прослеживаемая применительно к материальным товарам, еще более характерна для сферы услуг, особенно интеллектуальных, хотя проявляется не так выпукло и значительно сложнее, в том числе — в сфере образования [1,2,3].
В целом в мире образование — это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10–15 %. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 долларов на каждый вложенный доллар. Однако такая отдача достигается далеко не сразу, отсрочена во времени. Этим обуславливается необходимость тщательно продуманной современной концепции, стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере [4,5.].
Маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах. Потребность в маркетинге здесь до сих пор проходит период становления.
Маркетинг особо актуален для системы отечественного образования потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов [6,7].
Объектом исследования является образовательное учреждение Ошский технологический университет им. акад. М. М. Адышева.
Предметом исследования является совершенствование управления маркетинга в сфере образовательных услуг (на примере Ошского технологического университета им. акад. М. М. Адышева).
Цельюработы является совершенствование управления маркетинговой деятельностью в ОшТУ им. акад.М. М. Адышева на основе выявленных проблем.
Материалы и методы исследования
Отчет Проректора по учебной работе ОшТУ за 2012–2013 учебный год, Отчет начальника Центра повышения квалификации и краткосрочных курсов ОшТУ. Отчет заведующего кафедрой туризма и менеджмента ОшТУ, 2013г, Отчет Директора Института прикладных наук и экологии ОшТУ 2014г, Отчет зав. кафедрой физической культуры и спорта ОшТУ 2014г, Отчет Центра Карьеры ОшТУ, 2008г,
Результаты и их обсуждение
В настоящее время в ОшТУ на 43 кафедрах работают более 415 профессоров и преподавателей. Из них: 2 член-корреспондента Национальной академии наук Кыргызской Республики; 3 академика и 3 член-корреспондента Международной и республиканской инженерной, педагогической, экологической академий, 13 докторов наук и профессоров, более 88 кандидатов наук, 24 доцентов, 131 старших преподавателей, 159 преподавателей (см. рис.1). ОшТУ имеет довольно молодой контингент профессорско-преподавательского состава, т. е. 62,5 % преподавателей имеют возраст до 40 лет. Приоритетным направление в кадровой политике ректората ОшТУ является рост качества профессорско-преподавательского состава.
С целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) университета в стенах университета ежегодно на зимних каникулах организовываются и проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации. Так например с силами опытных преподавателей в декабре 2012 г. и в январе 2013 года для ППС ОшТУ организован и проведен 2-х недельный тренинг на тему: «Актуальные проблемы в образовании» (дистанционное обучение), по проблеме разработок УМКа, силлабусов и интерактивному методу обучения. Аналогичный тренинг пятнадцатидневный тренинг для 70-ти ППС (включая 30 молодых преподавателей) ОшТУ на тему: «Традиционные и инновационные методы обучения в высшей школе» был организован и проведен силами опытных преподавателей и приглашенного д. п.н., профессора из Академии педагогических наук Добаева К. Д. в январе 2014 года.
Сведения о профессорско-преподавательском составе ОшТУ
Рис.1. Диаграмма качественного состава ППС ОшТУ на 01.01.2014 г.
По повышению квалификации ППС университета прошли серии тренингов по грантовому проекту Евросоюза: «Усиление развития социального партнерства в профессиональном образовании и обучении в Кыргызстане» по «Разработке образовательных стандартов и модулей в туризме и строительстве кемпингов» (сентябрь 2012), «Утверждение образовательных стандартов и модулей в туризме и строительстве кемпингов» (ноябрь 2012) и «Менеджмент качество образования в туризме» (январь 2013) и провели обучение на трехмесячном курсе по подготовке «Гидов-экскурсоводов» для слушателей из числа студентов ОшТУ (февраль-июнь 2013 год).
Молодые преподаватели активно занимаются научной работой. За последние годы ОшТУ была защищена 1 докторская диссертация, подготовлена к защите еще шесть докторских диссертаций, а преподаватели ОшТУ защитили более 10-ти кандидатских диссертаций.
Рис.2. Сведения об аспирантах ОшТУ за 2010–2014 гг.
На дневном и заочном отделениях университета и его филиалах обучаются более 11283 студентов по 43 лицензированным и разрешенными МОиК КР специальностям. Обучение осуществляется по профессиональным образовательным программам подготовки дипломированных специалистов. В 2010–2011 учебном году разработаны новые учебные планы специальностей по программам бакалавров и магистров.
Ошский технологический университет, следуя принципам Болонской декларации, проводит большую работу с целью обеспечения европейского качества образования студентов и придания международного статуса диплому ОшТУ. В 2003–2004 учебном году в весеннем семестре специальности первого курса начали обучаться с применением кредитной технологии обучения.
В сентябре 2003 года в ОшТУ создан Департамент по маркетингу и мониторингу образования, в состав которого входит отдел качества образования, отдел маркетинга и центр информационных и издательских технологий. Проведена проверка качества профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава кафедр, ведущих занятия на 1 уровне обучения. Проводится проверка уровня знаний студентов при текущем контроле и после экзаменационной сессии.
С целью обеспечения студентов ОшТУ и особенно выпускников рабочими местами создана и начинает развиваться Студенческая биржа труда.
В университете созданы все условия для учебы, научно-исследовательской работы и культурного отдыха студентов и преподавателей.
В октябре-декабре 2003 года в ОшТУ создана электронная библиотека с современным учебным оборудованием. Студенты могут обучаться по виртуальным учебникам и производить поиск необходимой учебной информации в сети «Internet» по всему миру. В библиотеке собраны подготовленные преподавателями ОшТУ электронные варианты конспектов лекций и другой учебно-методической литературой на электронных носителях. На кафедрах идет работа по пополнению электронной библиотеки электронными вариантами учебной литературы.
В декабре 2003 года все факультеты, кафедры и компьютерные классы объединены в одну локальную сеть. Вся документация передается по электронной почте. Все факультеты, кафедры и большинство преподавателей имеют электронные адреса. На втором курсе на большинстве специальностях введена дисциплина «Введение в Интернет», студенты получают основы работы в Интернет–сети и получают свои электронные адреса.
Подготовлен малый конференц-зал со всем электронным оборудованием для проведения как конференций, так и для проведения занятий со студентами.
Реконструирован Интернет-класс, выделены новой конструкции столы для ЭВМ Р-4. Информационная сеть Интернет работает со спутниковой антенной, что позволило расширить возможности и увеличить быстродействие работы в Интернете.
Для знакомства студентов и молодежи с новостями отражающими научную, учебную, воспитательную работу ОшТУ, с политическим и культурными новостями Республики, а также с целью расширения кругозора и эстетического воспитания студентов и профессиональной ориентации молодежи с 1997 года в ОшТУ функционирует телестудия «Жаштык», которая еженедельно ведет трансляцию своих передач на Ферганскую долину. Телестудия «Жаштык» с 2003 года постоянно производит запись на видеокассеты лекций по гуманитарным, экономическим и юридическим дисциплинам со спутниковой связи Московского современного гуманитарного университета. Видеокассеты лекций передаются для прослушивания и подробного изучения студентами на кафедры ОшТУ.
В ОшТУ создан центр культурно-эстетического воспитания. Работают секции вокала, народных инструментов, вокально-инструментальный ансамбль, театр сатиры и юмора, клуб веселых и находчивых и спортивные секции. Все студенты 1 курса проходят подготовку в одной из секций Центра.
В ОшТУ более 30 мастеров и кандидатов в мастера спорта. За последние 5 лет спортсмены ОшТУ занимали 1 командные места в спартакиаде вузов Юга Кыргызстана. Один студент чемпион мира по борьбе «Алыш», несколько спортсменов чемпионы Кыргызстана по различным видам спорта.
Функционирует библиотека с читальными залами для студентов и для преподавателей. Читальные залы укомплектованы современным библиотечным оборудованием и столами. За последние годы приобретено учебной литературы почти на 0.5 миллиона сомов.
Приобретены ЭВМ последних поколений и созданы новые дисплейные классы для кафедры «Вычислительная техника» и «Информатика».
В ОшТУ работает Центр информационно-издательских технологий с собственной мини-типографией и компьютерами для верстки печатного материала. Часть учебно-методической литературы, подготовленной преподавателями ОшТУ, по решению учебно-методического совета ОшТУ выпускаются за счет университета. За последние три года центр выпустил 6 сборников научных трудов ОшТУ и 4 номера научного журнала «Известия вузов».
В студенческом доме моделей кафедры «Технология легкой промышленности» студенты создают новые модели одежды. На кафедре «автомобильный транспорт» создано малое производственное предприятие на базе которого студенты дополнительно проходят обучение и получают рабочие профессии «водителя автомобиля» и «автослесаря» с выдачей сертификата.
В 2004 году создан лингафонный кабинет на 18 мест с самым современным учебным оборудованием, магнитофонами и ЭВМ Р-4. Студенты получили возможность дополнительно освоить английский, китайский и арабский языки.
На базе ОшТУ в ноябре 2003 года организована академия ЕДНЕТ, профессорами из США и других стран производится подготовка преподавателей экономических дисциплин вузов города Ош. Для оптимальной работы Академии ЕДНЕТ созданы кабинет и компьютерный класс, оснащенные самим современным учебным оборудованием.
Развивается проект «Гражданское образование». В ОшТУ работают по данному проекту два специалиста из США, которые проводят занятия у студентов факультета международных отношений.
Учеными ОшТУ выигран грант по проекту программы ЕС ТЕМПУС для исследования экологических проблем Юга Кыргызстана.
ОшТУ, являясь полноправным членом Международной ассоциации по обмену студентами IAESTE, предоставляет студентам-отличникам возможность продолжить учебу, проходить стажировку и практику в вузах дальнего и ближнего зарубежья сроком от 2 до 18 месяцев.
Для привлечения студентов к участию в международных грантовых образовательных программах обучение в университет на специальности «Финансы и кредит» факультета экономики и управления по некоторым дисциплинам осуществляется на английском языке.
Одним из направлений по улучшению маркетинговой деятельности в оказании образовательных услуг Ошским технологическим университетом им. акад. М. М. Адышева является создание в 2006 году в стенах университета Центр Карьеры.
Главной целью Центра Карьеры является:
- ознакомление студентов с трудовым правом;
- обучение эффективному поиску работы;
- представление выпускникам университета возможности испытать себя на реальном секторе труда.
Основные функции центра карьеры:
- оказание помощи студентам в поиске работы;
- правильном составлению резюме;
- прохождение собеседование;
- соблюдение правил при создании собственного имиджа.
Для реализации цели центра карьеры ОшТУ было создано группа ППС университета на общественных началах, которые организовывают и проводят для выпускников тренинги и консультации по выше указанным проблемам.
Еще одной из основных задач центра является заключение с профильными производственными предприятиями договоров на прохождение студентами университета производственных практик. В течение 2006–2007 учебного года были заключены договора с более 60-ти производственными предприятиями и организациями.
Центр карьеры в тесном контакте работает с Ошским городским центром занятости и комитетом по обеспечению рабочими местами, международной организацией АКТЕД, городским комитетом здоровья, спорта и молодежи и центром «Агла-Адис» способствующим трудоустройству трудовых мигрантов.
Центр карьеры ОшТУ начиная с 2006 года ежегодно проводят ярмарку «Свободных трудовых мест», «День карьеры» и тем самым способствует трудоустройство студентов университета. 2009 году 26-мая студенты университета участвовали в ярмарке «Кадры XXI века» который проходил в Ошском кыргызском драматическом театре при участии EDNET, Ошским городским отделом миграции и комитетом труда, Ошским городским комитетом здоровья, спорта и молодежи.
На сегодняшний день центр карьеры университета находится в сети www.adis.kg портала организованного и реализованного молодежной программой «Трудоустройство молодежи и ориентация к профессии на он-лайн режиме и электронный ресурсный бюллетень» фонда «Сорос-Кыргызстан».
Центр карьеры ОшТУ, создал базу данных студентов, выпускников и работодателей и ежедневно вносит дополнение и поправки. Только в 2008–2009 учебном году на кафедре и структурные подразделение университета были трудоустроены 18 выпускников университета.
Трудоустройство выпускников ОшТУ за последние пять лет представлены ниже следующей таблице 2.1 и диаграммах рис. 2.3. и 2.4.
Таблица 2
Анализ трудоустройства выпускников ОшТУ за 2009–2013 гг.
№ п/п |
Учебные годы |
Число выпускников и их трудоустройство |
||
Число выпускников |
Из них трудоустроены |
% трудоустройства |
||
1 |
2008–2009 |
760 |
308 |
40,00 % |
2 |
2009–2010 |
882 |
569 |
65 % |
3 |
2010–2011 |
726 |
223 |
31 % |
4 |
2011–2012 |
610 |
244 |
40,20 % |
5 |
2012–2013 |
594 |
382 |
64,30 % |
Рис.3. Динамика выпускников ОшТУ и из- них трудоустроенная часть за 2009–2013 гг.
Рис. 4. Динамика изменения трудоустроенной части к основному числу выпускников ОшТУ за 2009–2013 гг.
2010–2011 учебном году центр карьеры совместно с заведующим кафедрами работала над созданием базы данных который был поддержан административным советом университета.
Центр Карьеры ОшТУ совместно с Ошским областным и городским отделами Министерства труда, миграции и трудоустройства Кыргызской Республики в апреле и в мае месяца провели «Ярмарку выпускников».
Центр Карьеры совместно с Ошским городским комитетом молодежи и Центрами Карьеры вузов города Ош в июне месяце в импровизированной деревне Алымбек Датка для выпускников организовали «Ярмарку свободных мест».
Сотрудники Центра Карьеры ОшТУ в городе Бишкек прошли обучение на курсе повышения квалификации по трудоустройству выпускников организованное и проведенное Министерство образования и науки Кыргызской Республики совместно с ассоциацией образования ЕДНЕТ для сотрудников Центра Карьеры вузов Кыргызстана.
Ошскому городскому комитету труда миграции и трудоустройство со стороны Центром Карьеры ОшТУ были направлены сведения (резюме) выпускников, контактные телефоны, электронные адреса.
В планах ЦК ОшТУ намечено ежегодный выпуск книги «Лучшие выпускники ОшТУ». В этом направлении работа проводятся совместно с деканатами и выпускающими кафедрами. В главном корпусе ныне установлен стенд лучших выпускников университета, который будет обновляться ежегодно.
Заключение: таким образом, в современных экономических условиях использование маркетинговых коммуникаций как процесса обмена информацией между различными субъектами рынка в целях достижения взаимопонимания становится объективно необходимым и значимым для совершенствования целостной маркетинговой стратегии вуза и комплексного использования маркетингового инструментария.
Литература:
1. Авсянников H. М. Маркетинг в образовании / H. М. Авсянников. — М.: РУДН, 2007. — 158 с.
2. Азаръева В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 2 (31). — С. 110–13.
3. Актуальные проблемы маркетинга муниципального образования: науч. монография / под общ. и науч. ред. Г. В. Астратовой. — Екатеринбург: УрО РАН, 2007. — 305 с.
4. Александрович Б. Маркетинг университетского образования / Б. Александрович, JI. Крауютайтите Ю. С. Пячкайтис // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. № 6. С. 63–75
5. Алексунин В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунин. — М., 2002. — 614 с.
6. Алешина И. В. Маркетинг для менеджеров / И. В. Алешина. — М.: Изд-во: ФАИР-ПРЕСС 2003. — 456 с.