Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка
Автор: Гуль Софья Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 601 раз
Библиографическое описание:
Гуль, С. Н. Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка / С. Н. Гуль. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6253/ (дата обращения: 15.11.2024).
Следуя актуальным тенденциям в обучении иностранным языкам, учителям необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями и методиками обучения английскому языку.
В условиях формирования новой, во многом неизведанной, открытой образовательной среды, современный урок становится способом активизации познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества на основе формирования единства знаний, умений и навыков (интеллектуальных, эмоциональных, практических, специальных и общих).
Важнейшим условием проектирования такого урока является создание благоприятного психологического микроклимата, что обеспечивается сочетанием применения трех видов образовательных технологий: технологии сотрудничества, технологии личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникативных технологий.
Именно эти три технологии позволяют учителю, учитывая современные требования к качеству образования, строить обучение иностранному языку не как отдельному предмету, а как способу поиска, анализа и структурирования информации, существующей в ином языковом коде.
- Личностно-ориентированное обучение есть центрированное на ученике обучение, суть которого состоит в максимальной передаче инициативы в процессе урока как всему коллективу учащихся, так и каждому учащемуся отдельно. Это позволяет каждому учащемуся:
· занимать активную позицию в учебной деятельности и не быть пассивным участником образовательного процесса,
· в союзе с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока,
· самостоятельно определять стратегию своей работы, выбирать средства и способы достижения поставленных целей.
- Технология обучения в сотрудничестве, которая базируется на идее взаимодействия учащихся в группе, идее взаимопомощи и взаимного обучения, при котором создается команда соучастников общего дела, помогающих друг другу и несущих коллективную ответственность за успехи или неудачи каждого ученика. Ни для кого не секрет, что для овладения иностранным языком важным условием является общение на этом языке, поэтому используя данную технологию на своих уроках, учитель не только повышает интерес к предмету, но и увеличивает время речевой практики каждого ученика посредством пробуждения интуитивной потребности к взаимному обмену мнениями.
- Информационно-коммуникативные технологии совершенно изменили весь привычный школьный мир, и, конечно, современный учитель уже не может представить свои уроки без применения этих новых средств интенсификации учебной деятельности, которые базируются на многовариантном использовании цифровых технологий. Сюда входят и работа с компьютером в разных его моделях, и работа с интерактивной доской, и применение мобильных телефонов и других аудио и видео устройств, которые раздвигают образовательное пространство класса до безграничных просторов интернет пространства.
Авторы «Словаря методических терминов» Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, дают следующее определение ИКТ: информационные технологии — это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Современные ИК-технологии выступают как средство активного включения учеников в увлекательный процесс сотворчества в условиях создаваемого педагогического общения УЧИТЕЛЬ — Открытое Образовательное Пространство — УЧЕНИК. Такое опосредованное общение, в котором учитель и ученик оказываются равными пользователями нового технического средства — КОМПЬЮТЕРА, позволяет учителю творчески обогащать методику сотворчества в процессе индивидуализации обучения, используя как традиционные, так и инновационные формы самостоятельной работы учащихся, каким, например, является составление собственных ученических презентаций, или создание аудио и видео материалов. Особенно плодотворными находками такие формы выполнения домашних и классных заданий становятся, когда это касается развития лингвострановедческой и коммуникативной компетенции учащихся. Ни для кого не секрет, что в современном мире ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.
Примеры использования ИКТ в практике преподавания иностранных языков.
1. Электронные учебники и электронные грамматические справочники.
Учебный материал на бумажном носителе не может выдержать конкуренции с электронными пособиями в силу трудоемкости и длительности процесса его создания. Популярные ныне электронные учебники и мультимедийное сопровождение учебников (грамматические справочники) не только не требуют больших денежных вложений и временных затрат, но и абсолютно мобильны. Учебный материал можно постоянно обновлять, используя при этом различные виды наглядности, что является дополнительным мотивационным фактором для обучающихся.
Другим преимуществом электронных учебников является наличие персонализации процесса получения знаний, обратной связи между «учителем» и «учеником». Поколение современных учеников, привыкших к активной межличностной коммуникации с другими пользователями в чатах и социальных сетях, где обеспечена постоянная обратная связь, и где каждый является не только «потребителем», но и создателем «новостей», нацелено на образовательный процесс другого характера.
2. Презентации PowerPoint.
Сделать уроки иностранного языка более наглядными, тем самым увеличить продуктивность и эффективность подачи информации, возможно, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом и анимационными эффектами (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации обучающимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Также возможно предложить обучающимся на завершающем каждую тему этапе создать мультимедийный проект, в качестве обобщения ранее изученного материала. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального и творческого потенциала и способностей. Такая формы работы мотивирует обучающихся, пробуждает интерес к самостоятельной поисковой деятельности, что, по новым ФГОСам, является основополагающим компонентом обучения.
Более того полезным является создание презентационных материалов по грамматическим темам. Формат презентации:
1. Примеры с грамматическим явлением;
2. Описание структуры грамматического явления;
3. Теория + Исключения;
4. Тестовые упражнения.
Делая такие презентации по каждому грамматическому явлению, преподаватель создаёт своеобразный «банк презентаций», которым возможно поделиться с коллегами или разместить в общем доступе в Интернете в качестве справочного материала коллегам и обучающимся.
3. Работа с аудиоматериалами.
Методика работы с песней на уроках английского языка
Тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты.
Я. А. Коменский
В настоящее время существует большое количество разнообразных методик преподавания английского языка. Такое многообразие позволяет выбрать наиболее эффективный, по мнению преподавателя, вариант, отвечающий поставленным задачам каждого конкретного урока.
На современном этапе, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции воспитанниц является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Итак, рассмотрим методику работы с англоязычной песней.
Песни — это важный пласт культуры народа, аккумулирующий не только стилистику языка, но и стилистику мышления людей, их миропонимание. Поэтому изучая песни, мы расширяем кругозор и культуру восприятия мира носителями иного языка. Тексты песен легче, точнее и прочнее откладывают в памяти грамматические структуры и конструкции, поэтому в процессе прослушивания песен у ребенка значительно расширятся лексический запас и накапливается обширный багаж оборотов и выражений, автоматически используемых в дальнейшем в разнообразных речевых контекстах при формировании речевой культуры словоупотребления. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у воспитанниц чувства языка, знания его стилистических особенностей. Поскольку песня есть результат синкретического творчества, которое включает в себя как словесно-понятийный, так и интонационно-ритмический, музыкальный и драматический компоненты воздействия, то использование песни включает процесс эффективного «многоканального» усвоения языкового материала. Многоканальность восприятия употребляемых в песне в разнообразных контекстах слов и выражений способствуют развитию у девочек подросткового возраста ассоциативных связей в формирующемся языковом сознании, что обеспечивается вызреванием, так называемого, языкового чутья — ключевого элемента в процессе освоения языка. Особенно актуальным в подростковом возрасте, песни помогают непроизвольному удерживанию в памяти больших объемов языкового материала, что помогает экономно выстраивать работу по введению новых слов и оборотов. И прослушивание, и исполнение песен способствует развитию фонематического слуха, без развития которого нет действительного понимания глубинных структур языка. Поэтому прослушивание, а тем более исполнение песен на английском языке содействует формированию верной интонационной произносительной базы и развивает навыки аудирования. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Песни содействуют эстетическому воспитанию вопитанниц, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.
Целью данной методики является формирование и развитие фонематического слуха с использование ИКТ на уроках английского языка. Это достигается решением определённых задач: развитием социокультурной компетенции, развитием языковой догадки, развитием иноязычной памяти, развитием фонетических навыков, развитием лексико-грамматических навыков, развитием навыков аудирования, развитием иноязычной речи.
При выборе музыкально материала при работе с данной методикой необходимо в первую очередь руководствоваться дидактическими задачами учебного заведения по иностранным языкам, затем возрастными психолого-педагогическими характеристиками учеников, далее социокультурными интересами, более того, лексической и грамматической составляющими музыкального произведения, отвечающим поставленным задачам. Подборку песен следует разделить на возрастные группы.
Особое внимание стоит уделить подбору музыкального произведения. Произведение должно соответствовать психолого-педагогическим особенностям восприятия ребёнка так, чтобы музыкальная и текстовая (смысловая) составляющие этого произведения поднимали воспитанниц на высокий культурный уровень. Подбор исполнителя так же очень важен. Здесь стоит обратить внимание на грамотность языка и хорошую речь. Немаловажным фактором является подбор стиля. Важно, чтобы музыкальное сопровождение не перебивало самого исполнителя. Музыкальное сопровождение должно работать на лучшее восприятие исполнителя, а не быть противопоставлено ему.
Подводя итог, можно сделать вывод, что, безусловно, на своих уроках современному учителю крайне необходимо применять современные образовательные технологии, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий, используя принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. На каждом уроке учителям необходимо использовать поэлементно несколько современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательскую деятельность учащихся, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу, здоровьесберегающие технологии.
В современной образовательной среде остается крайне важным наличие активной позиции педагога в нашей профессии. Посещение и проведение мастер классов, написание статей, создание методических разработок, участие в профессиональных конкурсах является необходимой составляющей профессиональной образовательной стратегии саморазвития современного учителя.