Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Авторы: Вяжевич Людмила Петровна, Тумбаева Анжелика Валерьевна, Туманова Наталья Евгеньевна, Мазурская Зинаида Львовна, Михайлова Ольга Ивановна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 03.10.2014
Статья просмотрена: 2289 раз
Библиографическое описание:
Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС / Л. П. Вяжевич, А. В. Тумбаева, Н. Е. Туманова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6261/ (дата обращения: 15.11.2024).
В «Большой советской энциклопедии» приводятся следующие значения термина «метод»:
1. Путь исследования или познания.
2. Совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Цель ФГОС — выпустить компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту.
Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.
Мы рассматриваем проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую деятельность студентов, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Подготовка к проектированию состоит из следующих этапов:
- погружение в проблему;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов;
- самооценка и самоанализ
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) — актуальнейшая проблема для современного общества. Для студентов-медиков ЗОЖ — не формальность, не пустые слова, а образ жизни, так как их работа связана с пациентами, больными людьми. Поэтому не случайно на основании ФГОС в рабочих программах дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии» запланировано выполнение проекта «Мы за здоровый образ жизни». Практическим продуктом являются выполненный санбюллетень, панно, экибана, папка, альбом, наглядное пособие и др.Представляем один из примеров оформления проекта.
Организатор проекта |
Преподаватель: |
Название проекта |
«За здоровый образ жизни» |
Дисциплина |
Анатомия и физиология человека |
Участники проекта |
Студенты группы 314СДхд ГБОО СПО НО «НМБК» |
Цель проекта |
Формирование общих компетенций в рамках ФГОС |
Задачи проекта |
Освоение следующих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Подходы проектной деятельности |
1. Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению. 2. Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему. 3. Коммуникативный или дискуссионный подход: студент становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим. 4. Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности. 5. Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого участника, его экологической и эстетической культуры |
Этапы проектной деятельности |
1. Мотивирование обучающихся 2. Обсуждение и отбор идеи будущего проекта. 3. Утверждение индивидуальных заданий. 4. Консультации обучающихся. 5. Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей 6. Создание продукта. 7. Анализ и доработка проекта |
Мини-проекты главного проекта «За здоровый образ жизни»
№ п.п |
Название мини-проекта |
Ответственный (ФИО студента) |
1. |
Остеопороз: состояние заболеваемости и профилактика |
|
2. |
Стопа и наше здоровье |
|
3. |
Гиподинамия |
|
4. |
Значение физических нагрузок в формировании здорового образа жизни |
|
5. |
Движение — это жизнь |
|
6. |
Заболевания органов дыхания |
|
7. |
О вреде курения |
|
8. |
Газовый состав воздуха и его влияние на здоровье человека |
|
9. |
Влияние вредных привычек на дыхательную систему |
|
10. |
Средства гигиены полости рта |
|
11. |
Быстрая еда — вред или польза |
|
12. |
Роль витаминов в жизни человека |
|
13. |
Диетическое питание и его значение |
|
14. |
Анемия. Значение крови |
|
15. |
Гигиена беременной женщины |
|
16. |
Донорство. Резус-конфликт |
|
17. |
Значение введения вакцин и сывороток |
|
18. |
СПИД и ВИЧ-инфекция |
|
19. |
Влияние питания на состояние сердечнососудистой системы |
|
20. |
Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему |
|
21. |
Секреты долголетия |
|
22. |
Сахарный диабет |
|
23. |
Влияние йододефицита и железодефицита на здоровье человека |
|
24. |
Нарушение цветового зрения |
|
Таким образом, наши студенты начинают формирование общих компетенций, направленных на внедрение ЗОЖ. Личностные достижения ЗОЖ, как сформированные общие компетенции, оформляются в портфолио и являются непременным компонентом защиты дипломной работы выпускника НМБК.
Мы рассматриваем проектную деятельность, как возможность раскрытия творческого потенциала нашего студента. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у студентов, развивать ОК, формировать ПК в условиях реализации ФГОС.
Литература:
- Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н. В. Бордовской.- М.: КНОРУС, 2010.- 432с.
- Татарченкова С. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность.- Санкт-Петербург: КАРО, 2008.-152с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования.