Применение формирования единой научной темы при создании выпускной квалификационной работы в Астраханском базовом медицинском колледже
Авторы: Егорова Инна Олеговна, Неврюзина Галина Олеговна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 509 раз
Библиографическое описание:
Егорова, И. О. Применение формирования единой научной темы при создании выпускной квалификационной работы в Астраханском базовом медицинском колледже / И. О. Егорова, Г. О. Неврюзина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6272/ (дата обращения: 19.12.2024).
Система среднего профессионального образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает сложные преобразования, адаптируясь к новым рыночным отношениям. Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту в условиях постоянно меняющихся потребностей в той или иной профессии. Меняются цели современного образования, акцент переносится на формирование компетентности. Введение ФГОС 3 поколения абсолютно приближает подготовку специалистов к условиям современного рынка труда. Целью введения ФГОС 3 поколения явилось приближение образовательных услуг к реальным требованиям работодателей. Теперь именно работодатели определяют направление работы учебного заведения от рецензирования программ профессиональных модулей до обязательного участия в проверке освоения профессиональных и общих компетенций.
На современном рынке труда региональной экономики выпускники базового медицинского колледжа очень востребованы. Все выпускники работают по специальности — медсестрами, фельдшерами, фармацевтами, акушерками, зубными техниками. Однако, целью работы нашего учебного заведения является не просто выпускать работников среднего медперсонала, а готовить высококомпетентных специалистов.
По Национальному Проекту «Здоровье» в нашем городе построен Кардиоцентр, открыт диагностический корпус в областной больнице, имеющие в своем арсенале новую современную технику, что требует подготовки специалистов, умеющих на ней работать. Кроме того, изменилась структура рынка труда в здравоохранении, которая требует строго специализированных медицинских работников, имеющие знания и умения на получения сертификата. Так, нужны медсестры постовые, медсестры операционные, медсестры процедурного кабинета. В Астраханской области возрождаются фельдшерско-акушерские пункты, работать в которых должны высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями оказания неотложной помощи, проведения диагностических и лечебных мероприятий совершенно самостоятельно.
Все это требует не только совершенствование образовательных услуг, но и понимание цели обучения. Это потребовало проведения серьезной научной работы по совершенствованию прогнозирования кадрового ресурса выпускников базового медицинского колледжа. Данная научная работа проводится в течении 5 лет. Формирование компетентности специалиста предполагает наличие постоянной обратной связи с требованием работодателей к умениям и знаниям работников. Информацию об этих требованиях может быть получена из двух источников: анализ рынка труда и анализ потребностей в умениях. Оба источника предусматривают активное вовлечение работодателей. Цель анализа — формирование прогнозов развития рынков труда с точки зрения потребности в рабочей силе различных уровней и квалификаций. Однако в учебном заведении профессионального образования должны заниматься анализом потребностей в умениях. Анализ потребности в умениях предполагает опрос группы работодателей с целью получения информации об изменениях на рынке труда. Научная работа заключается в анализе потребностей в умениях глазами работодателей и молодых специалистов. Выпускники медицинского колледжа, те, кто определяет его лицо и является носителем достоинств и недостатков учебно-воспитательного процесса, не должны оставаться вне поля зрения учебного заведения. Сложилась традиция просвечивать «социологическим рентгеном» только учащуюся молодежь. Выпускники же интересуют учебное заведение, только как специалисты, устроившиеся на работу в лечебное учреждение. Изучение трудностей, с которыми сталкиваются выпускники вследствие незнания профессиональных вопросов, допускаемые ими ошибки, позволит улучшить качество сегодняшних учащихся. В лечебных учреждениях ждут высококомпетентных специалистов, обладающих профессиональными навыками, имеющих высокий общекультурный уровень, а также умеющих самообучаться. Учебное же заведение, готовящие медработников должно повышать уровень подготовки выпускников. Таким образом, анализ потребностей в умениях глазами выпускников и работодателей позволит направить учебную работу в более конструктивное русло.
Задачами научной работы стали: анализ трудностей, с которыми сталкивается средний медперсонал глазами самого медработника и анализ потребностей в умениях глазами работодателей, а проанализированный материал представит в виде рекомендаций для внесения изменений в учебную работу АБМК. Были разработаны анкеты для среднего медперсонала и для главных медсестер ЛПУ. Анкеты для среднего персонала включали вопросы оценки полученных в колледже знаний по отношению к работе в современных условиях в ЛПУ. Основную часть анкеты занимали вопросы описания трудностей, с которыми столкнулись выпускники — в области теоретических знаний, навыков работы с современной аппаратурой, знаний санэпидрежима. Особой частью анкеты стали вопросы на знание медработниками этики и деонтологии
Анкеты работодателей включали вопросы прогнозирования изменений на рынке труда в здравоохранении и качество компетентности выпускников. В основной части анкеты были вопросы об квалификационной характеристики обладания молодыми специалистами профессиональных компетенций. Рассматривались вопросы отношений медработников с непосредственным начальством, врачами и пациентами, т. е. проверялось обладание общими компетенциями.
Проанкетировано 156 средних медработников и 14 главных медсестер больниц. В целом основные ошибки сводились к высокой теоретизации занятий, низкой коммуникабельности выпускников, низкой ответственности за выполненные действия, плохому знанию нового медицинского оборудования. Получив первые анкетные данные, мы составили план «работы над ошибками»: внесли коррективы в планирование тематики кружков, увеличили объем консультативных часов, изменили характер и тематику самостоятельной работы. Результат работы был виден уже через год: большинство ошибок было устранено, главные медицинские сестры отметили заметное повышение уровня компетентности наших молодых специалистов.
Анкетирование позволило выявить и положительные моменты: выпускники хорошо владеют основными профессиональными навыками, знаниями вопросов санитарно-эпидемиологического режима, свои профессиональные обязанности, при этом к нашему удивлению, оказалось, что свои права они знают значительно хуже.
В последние годы, проводя анкетирование главных медсестер, мы столкнулись с новыми требованиями работодателей в подготовке узкоспециализированных средних медработников — это медсестры постовые, медсестры операционные, медсестры процедурного кабинета, медсестра общей практики и т. д. Только такой специалист с сертификатом по своей узкой специализации может участвовать в новом направлении национального проекта «Здоровье» — модернизация Российского здравоохранения. Изменились и обязанности средних медработников, с которыми они плохо знакомы.
Эта же тенденция прослеживается и в анкетах выпускников колледжа, молодых специалистах. В анкетах они отметили, что повышение зарплат средним медработникам по модернизации Российского здравоохранения проводится только узкоспециализированным средним медработникам, имеющим данный сертификат.
Таким образом, совершенствуя прогнозирование кадрового ресурса в здравоохранении через мониторинг потребностей работодателей в специалистах и их компетентностей, позволяет нашему учебному заведению готовить специалистов более востребованных на региональном рынке труда. Постоянная связь с работодателями дает возможность совершенствовать работу учебного заведения в подготовки специалистов, готовых приступить к работе с первых дней окончания колледжа. Данная работа продолжается, что делает работу нашего колледжа мобильной, умеющей подстроиться под изменяющиеся условия региональной экономики.
В этом году научная работа затронула совершенно новое направление — медицинская сестра в самостоятельной работе без врача. Для нашей страны такое направление современного здравоохранения действительно новое, т. к. на протяжении более чем 100 лет медицинская сестра всегда была абсолютно зависимым от врача работником, выполняя все его распоряжения и не имеющая самостоятельного взгляда на свою работу. Введение стандартов западной особенности работы медицинской сестры в учебных заведениях в девяностые и двухтысячные годы столкнулся с тем, что студенты уходя на практику в лечебные учреждения видели обратную ситуацию. Теоретические знания никоим образом не отражались на практике. Медицинские сестры зависят от врачей, и такая практика оставалась до недавнего времени незыблемой. Однако, с приходом нового министра здравоохранения РФ Скворцовой, ситуация начинает меняться к лучшему.
Во-первых, все медицинские колледжи находятся под руководством местных отделов и министерств здравоохранения.
Во-вторых, отношение к среднему медперсоналу, особенно к медицинским сестрам изменилось — медицинская сестра рассматривается, как самостоятельная единица в системе здравоохранения.
В-третьих, проводится эксперимент в некоторых регионах страны в сфере современного здравоохранения. Медицинские сестры предстают с позиции самостоятельной работы, не зависящей от работы врача. Организуется прием в поликлиниках отдельно врачей, отдельно медсестер. При этом, как показывает статистика, на прием к медсестре записывается большее количество пациентов. Такая востребованность самостоятельной работы медсестры говорит об отдельным направление в работе здравоохранения.
В четвертых, появилась востребованность в научной работе медицинской сестры, что позволит медсестре защищать диссертации по самостоятельной работе.
Третья и четвертая позиция для медицинской сестры новое и к этом молодых медсестер надо готовить еще в учебном заведение.
В нашем учебном заведение данная работа проводится в двух направлениях. С одной стороны, это практическая направленность работы медицинской сестры в плане подготовки самостоятельных, востребованных работников для регионального здравоохранения. С другой стороны, мы решили провести масштабное научное исследование — создание профессиональной карты медицинской сестры при различных обстоятельствах. В основу исследования вошла попытка разработать рекомендации для практикующих медицинских сестер, т. е. определить направления самостоятельной работы медицинской сестры. Последние послужило толчком для возможности представить самостоятельную работу медсестры, как научную работу для будущих сестер, т. е. наших студентов. А определение направление такой работы, как единую научную тему и решили применить их для написания выпускной квалификационной работы.
По ФГОС 3 поколения необходимо написание выпускной квалификационной работы. Эта задача очень трудная для медицинских колледжей, т. к. студенты от здравоохранения не технического плана и поэтому наши проекты осуществить очень сложно. Однако, в нашем колледже АБМК был разработан иной подход к данной проблеме. Представив себе современное положение медицинских сестер на рынке труда современного здравоохранения и требования работодателей, мы разработали свою концепцию данной проблемы — это формирование единой научной темы для выпускной квалификационной работы. Для отделения «Сестринское дело» она звучала — «Профессиональная карта медицинской сестры по формированию обязанностей медицинских сестер при различных обстоятельствах».
Для осуществления данной работы были разработаны темы выпускных квалификационных работ, каждая из которых красной нитью прослеживала единую научную тему. Все темы были согласованы и утверждены работодателями.
Выпускные квалификационные работы включают в себя различные направления работы медицинской сестры. Это и сестринское дело, и сестринское дело в терапии, и сестринское дело в хирургии, и сестринское дело в педиатрии, и сестринское дело в неврологии и психиатрии, и сестринское дело в реаниматологии.
Каждая работа в своей практической части отражает единую научную тему и предлагает практические рекомендации обязанностей медицинским сестрам по выработки их профессионального пути по различным направлениям. Таким как современные методики диагностики и лечения пациентов с различными заболеваниями, доказательство эффективности использования определенных методов ухода и лечения, формирование пути для различных квалификаций медицинских сестер при одном и том же заболевании. Например, рекомендации для медицинских сестер центров здоровья, отдельно участковых медицинских сестер и сестер стационаров по профилактике одного и того же заболевания, к примеру, облитерирующий эндартериит.
Каждый студент готовил свою работу под руководством методического руководителя из числа преподавателей колледжа, научного руководителя — помощника руководителя по научной работе, который оценивал научность работы и доказательную базу тех или иных выводов работы студента. Кроме того, у каждого студента был руководитель от здравоохранения, т. е. работодатель, который оценивал практическую направленность и актуальность работы студента в современном здравоохранении.
На итоговой государственной аттестации каждый студент защищал свою выпускную квалификационную работу. А оценивали работы работодатели от практического здравоохранения. Все студенты успешно защитили свои работы. Также от работодателей, т. е. главных медицинских сестер городских и областных больниц поступили положительные отзывы по данным работам. Поэтому было принято решение о создании пособия, в которое вошли наиболее хорошие работы студентов.
Данное пособие рекомендовано для студентов медицинского колледжа, как ориентир для подготовки выпускной квалификационной работы. Также для преподавателей колледжа, которые готовят студентов, как методические руководители выпускных работ. А также для практикующих медицинских сестер, т. к. пособие содержит много практических рекомендаций с обоснованной доказательной базой. А для студентов, работы которых вошли в данное пособие, как первая их научная публикация.
Проведя данную новую масштабную работу, мы получили несколько выгодных моментов:
- Сформировать современную позицию медсестры в здравоохранении, как самостоятельную единицу
- Умения медицинских сестер формулировать свои обязанности самостоятельно
- Экспериментально доказанные выработка рекомендаций медицинским сестрам практического здравоохранения
- Организация и понимание позиции самой выпускной квалификационной работы для преподавателей медицинских колледжей
- Создание сборника работ выпускных квалификационных работ по единой научной теме, как пособие для студентов, преподавателей, практикующих медицинских сестер
- Формирование научного мышления у выпускников медицинских колледжей
Данным опытом мы хотели поделиться с коллегами из других СПО и порекомендовать формулировать единые научные темы для выпускных квалификационных работ, курсовых и дипломных работ.
Литература:
1. Азаров Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Метод. Рекомендации для организаторов проектных работ и проф.-преподавателей, коллективов вузов, 1-ая ред. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов; Координац. Совет учебно-методических объединений и научно-методический советов высшей школы. 2010
2. Демченкова С. А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» //Вестник ТПГУ. 2011 № 13
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учебное пособие. М.: Социальный проект, 2009.
4. Пастухова И. П., Тарасова Н. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов; учебно-методическое пособие для студентов средне-профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2011
5. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня 2004. № 8