Развитие двигательных качеств обучающихся
Авторы: Прус Елена Алексеевна, Екимова Марина Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 1490 раз
Библиографическое описание:
Прус, Е. А. Развитие двигательных качеств обучающихся / Е. А. Прус, М. М. Екимова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6281/ (дата обращения: 16.11.2024).
Никуда не годен тот руководитель физического воспитания, который не учитывает возрастных особенностей растущего организма: он может принести не пользу, а вред.
Н. А. Семашко
Для организации двигательного режима детей, обеспечения гармоничного, согласованного развития всех двигательных качеств школьников, необходимо создать единую и целенаправленную систему физической подготовки.
Даже в старшем школьном возрасте, небольшими педагогическими усилиями, если они грамотно построены, можно прийти к отличным результатам.
Так с чего же начинать занятия с 7–8 летним ребенком? С бега. И вообще независимо от возраста, независимо от пола, независимо от индивидуальных склонностей, начинайте с бега. Причем бег это должен быть легким, вполсилы, неутомительным, чтобы не вызывать у начинающего спортсмена отрицательных эмоций и стойкого отвращения к дальнейшим занятиям. Медленный бег стимулирует работу сердца и легких, активизирует окислительный обмен, заставляет интенсивно работать все органы растущего организма, заставляет отдельные функции приспособляться друг к другу, то есть повышает координированность их работы. Бежать надо не менее 3- 5 минут, чтобы проявить хоть какое- то воздействие на организм. Не торопясь, очень постепенно нужно наращивать интенсивность (скорость) и объем (время, дистанцию) бега. Нельзя увеличивать сразу оба эти параметра: если вы в течение месяца наращивали интенсивность, следующий месяц может быть посвящен наращиванию объема и так далее. Не старайтесь увеличивать объем и интенсивность беговых нагрузок на каждом занятии, помните, что организму человека нужно 6 недель, чтобы приспособиться к новому уровню нагрузки.
Еще одно важное замечание о беге. У многих 7 -8- летних детей биомеханика бега еще сильно отличается от взрослой. У них нет четко выраженной фазы полета, их бег больше напоминает быструю ходьбу. Имейте в виду, что это гораздо менее экономичный способ передвижения, поэтому дети тратят относительно больше энергии для того, чтобы пробежать 1 метр пути. Шаг у них значительно короче, так что для преодоления одинакового пути им приходиться делать вдвое больше шагов, и скорость, которая вам кажется умеренной, для ребенка может оказаться утомительной. Дети младшего школьного возраста плохо переносят накопление в крови молочной кислоты, поэтому очень важно с самого начала построить беговые нагрузки, чтобы они выполнялись в аэробном режиме, без активизации анаэробного гликолиза. Это легко контролировать по пульсу в восстановительном периоде.
Если младший школьник начал бегать, у него заметно растут сила, быстрота, ловкость. Здесь проявляется сложный и не до конца еще изученный закон «переноса» физических качеств. Вообще у педагогов давно сложилось убеждение, что можно развивать одно качество, а получать при этом прирост в другом. Это неслучайно: все качества взаимосвязаны, все имеют в какой-то степени общую биологическую природу. Но взаимосвязь физических качеств в различные возрастные периоды различна, и «перенос» в развитии качеств бывает как положительным, так и отрицательным...
Бывает, что развиваем одно, затормозим другое. Все зависит от возраста и дозировки. В раннем возрасте (примерно до 8–9 лет) почти всегда качества связаны положительными связями: развивая выносливость, мы увеличиваем силу и быстроту, развивая силу, увеличиваем выносливость. Но уже у подростков это не так, а у юношей вовсе можно получить уменьшение выносливости при передозировке силовых упражнений.
Это не специфическая особенность возрастного развития физических качеств, а частный случай проявления более общего закона — с возрастом изменяется стратегия организма к условиям его существования.
Пока ребенок мал, его резервные возможности ничтожны, поэтому каждое изменение условий жизни (например, начало интенсивных занятий физическими упражнениями) вызывает генерализованную реакцию во всех системах организма. Только так, «всем миром» его функции могут справиться с дополнительной нагрузкой. Поэтому особенно велик закаливающий эффект физкультуры в детском возрасте, наблюдаются положительные переносы в развитии противоположных по своей природе физических качеств — силы и выносливости. Все силы, все средства детского организма активизируются. Имея огромную потенцию роста и развития, он реализует ее именно в этот трудный период адаптации, и поэтому педагогические и гигиенические эффекты в том возрасте особенно велики.
В этот возрастной период очень полезны и скоростно-силовые упражнения, которые так любят дети: прыжки, броски, толкание, подскоки и тому подобное. Не бойтесь их передозировать, эти упражнения, хотя и самые энергоемкие, очень кратковременны, организм ребенка быстро восстанавливается после таких движений, причем с большой пользой — тренируются все три источника энергообеспечения. Однако не следует заставлять малыша выполнять такие упражнения через силу, это опасно для здоровья. Если ребенок говорит, что устал, немедленно снижайте интенсивность нагрузок, даже если вам кажется, что он просто ленится. Дети очень тонко чувствуют свое психофизиологическое состояние, и отказ от продолжения работы у них, как правило, связан с действительным утомлением. Дети 7–8 лет в этом отношении почти никогда не хитрят.
Если вы считаете нужным развивать у ребенка силу, применяйте для этого перекладину, шведскую стенку и подобные снаряды. Дети в младшем школьном возрасте очень быстро научаются висеть на перекладине, а вскоре и подтягиваться 1–2 раза и больше. Поощряйте такие занятия, но не переходите разумных пределов. Незачем заставлять ребенка подтягиваться до изнеможения.
Вообще все упражнения в таком возрасте должны приводить только к легкой степени утомления. Этого достаточно, чтобы придать импульс развитию двигательных возможностей. Но с другой стороны, не ограничивайте движений ребенка, если они доставляют ему радость, хотя вам кажется, что он устал. Дети прекрасно чувствуют свое состояние и перегружать себя не станут
К 10–11-летнему возрасту этот благодатный период заканчивается, пластичность детского организма резко уменьшается. Уже в подростковом возрасте направленность уроков физической культуры в школе накладывает очень сильный отпечаток на функциональные возможности. Если учитель предпочитает развивать выносливость и уделяет много времени и сил легкоатлетическим упражнениям, у подростков развиваются аэробные возможности, тогда как анаэробные отстают в развитии. Если же учитель на уроках предпочитает всем другим гимнастические упражнения, развивает силу и скоростно-силовые качества, его ученики не знают себе равных среди сверстников в подтягивании и поднятии тяжестей, но недостаточно выносливы в беге и передвижении на лыжах. Казалось бы, ну что там могут дать два урока физкультуры в неделю? А вот дают, очень немало, и это доказано точными лабораторными исследованиями.
Ну а в юношеском возрасте, как и у взрослого человека, резервные возможности организма уже очень велики, любое внешнее воздействие, как, например, интенсификация занятий физкультурой, для организма оказывается не столь мощным стимулом, как раньше. К юношескому возрасту значительно повышается надежность функционирования всех систем организма, они без значительной перестройки своей деятельности могут реагировать на весьма высокие нагрузки, поэтому развить то или иное качество уже гораздо сложнее. Причем организм юноши реагирует очень экономно: если условия занятий заставляют его развивать силу, будет развиваться сила, но уж тогда не до выносливости. Если, напротив, центр тяжести перенесен на развитие выносливости, сила расти будет значительно медленнее. Некоторой универсальностью в этот период продолжают пользоваться лишь скоростно-силовые упражнения, затрагивающие креатинфосфатный источник энергии: его тренировка и развитие будут полезны и для увеличения выносливости, и для развития силы. Но и тут эффект положительного «переноса» в развитии качеств гораздо слабее, чем в раннем возрасте. Исследования специалистов по физическому воспитанию показали, что в старшем школьном возрасте необходимо применять специфические нагрузки и упражнения для развития каждого качества, иначе будут «перекосы».
В начале подросткового возраста (у мальчиков — в 12-—13 лет, у девочек — на 1–1,5 года раньше) нередко снижается выносливость, ловкость, координация движений. Это временное явление связано с глубокими эндокринными перестройками и возрастным рассогласованием деятельности отдельных физиологических систем. Сам подросток начинает стесняться своей неловкости, физического несовершенства. Нужны большой такт и терпение взрослого, чтобы направить физкультурные занятия в наиболее благоприятное русло, оптимально использовать возможности этого этапа индивидуального развития. Опять же полезен бег. Не следует только увеличивать интенсивность беговых нагрузок, так как соотношение активностей аэробного и анаэробного источников энергии в этом возрасте не благоприятствует высокой интенсивности работы в циклических упражнениях. Лучше постепенно наращивать их объем, доводя время бега до 15–20 минут. Такой режим занятий обеспечит необходимую аэробную базу для развития всех физических качеств, повысит физическую и умственную работоспособность. Скоростно-силовые упражнения в этом возрасте следует чередовать с чисто силовыми.
К 14 годам у большинства девочек и у многих мальчиков наиболее трудный этап полового созревания заканчивается. Системы организма постепенно вновь обретают способность действовать слаженно, реакции на нагрузки нормализуются. В этом возрасте интенсивно развивается выносливость — помогите ей, увеличивая постепенно теперь уже не объем, а интенсивность беговых нагрузок. Это подстегнет развитие аэробных возможностей, но также будет способствовать отработке взаимодействия отдельных систем, связанных с деятельностью анаэробно-гликолитического источника энергии. Однако не забывайте, что переходный возраст не закончен, следите за реакцией, чтобы не переутомлять организм!
К этому возрасту относительная сила мышц рук достигает наибольшей величины, что обусловлено изменениями в составе мышечных волокон и в деятельности нервных центров, управляющих сократительной активностью скелетных мышц. И это открывает для педагога новые возможности в развитии силы: мышцы почти достигли качественного совершенства и могут увеличиваться, что является основой силы. Непременным компонентом физической тренировки должны стать упражнения на гимнастической стенке и перекладине. Приемы гантельной гимнастики именно в этом возрасте могут дать наиболее значительный эффект. Не забывайте про упражнения скоростно-силового характера.
В этом возрасте очень важно использовать эмоциональный компонент психической деятельности подростка, поэтому разного рода спортивные игры становятся особенно привлекательными. Однако нагрузку, ее направленность в играх учитывать и регулировать почти невозможно, здесь каждый выбирает себе амплуа, свойственное его темпераменту и физическим возможностям, тесно связанным с телосложением и тренированностью. Нередко в футболе в ворота предпочитают вставать ребята, не отличающиеся большой выносливостью, зато обладающие быстрой реакцией и способностью к мощным прыжкам. Чаще всего это ребята спринтерского характера и телосложения. Они же обычно выполняют функции центральных нападающих. А вот защитники и полузащитники — типичные стайеры: выносливые, неутомимые работяги, редко участвующие в «рывках», но непрерывно передвигающиеся по площадке в поисках взаимодействия с партнером или единоборства с противником. В воротах эти ребята чувствуют себя неуютно и предпочитают работать на поле. Наблюдайте за играми подростков, анализируйте их игровое поведение, чтобы учитывать в своем подходе к физвоспитанию. Только не обольщайтесь возможностью проводить все занятия в игровом режиме: это малоэффективно именно из-за явного предпочтения каждым подростком тех или иных режимов. В игре ребенок развивается довольно односторонне, хотя сама по себе игра может требовать развития всех физических качеств.
В индивидуальных занятиях обращайте особое внимание на развитие тех качеств, которые подросток менее всего проявляет в игре, именно так можно попытаться сбалансировать их развитие.
Все, что сказано относительно игры, без сомнения, относится ко всем возрастным этапам. Подростки в этом отношении служат лишь наиболее ярким примером в силу своей эмоциональности и подвижности нервных процессов. Эти же их свойства заставляют еще и еще раз напомнить о необходимости очень бережного отношения к здоровью подростка.
Надо иметь в виду, что в период полового созревания темпы роста и развития отдельных органов и систем организма не всегда увязаны между собой. В результате возникают разнообразные дисфункции, нарушения обменных процессов, возрастные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Регулирование нагрузок должно особенно тщательно контролироваться измерением реакции на них организма. Перегрузки в этом возрасте опасны для здоровья.
К 15 годам развитие аэробных возможностей организма практически заканчивается, поэтому для поддержания этого качества в дальнейшем необходимо применять значительный объем нагрузок на выносливость. Выносливость может увеличиваться также благодаря приспособлению организма к высоким концентрациям молочной кислоты, что происходит в период 15–17 лет. Это свойство и нужно развивать, используя более интенсивные нагрузки. Однако центр тяжести занятий можно постепенно перемещать на развитие силы и силовой выносливости, используя элементы гантельной и гиревой гимнастики, упражнения с облегченной штангой, гимнастические упражнения на перекладине, кольцах, брусьях. Благодаря тому, что этот период является «критическим» для развития анаэробных возможностей, даже сравнительно небольшое воздействие высокоинтенсивных нагрузок будет подстегивать совершенствование силы и скоростно-силовых качеств. Вместе с тем уже необходим дифференцированный подход к развитию качеств, так как положительный «перенос» становится незначительным.
Важным элементом физического воспитания вообще, а в период 15–17 лет особенно является индивидуальный подход. Один из интереснейших методов работы — система индивидуальных домашних заданий. Каждому задаются специально подобранные домашние задания, цель которых — подтянуть слабые звенья в физической подготовке, закрепить положительные сдвиги.
Не стремитесь, чтобы ваш ученик стал «самым сильным», или «самым выносливым», или каким-нибудь другим «самым-самым». Помните гениальное высказывание Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Человек должен в течение жизни иметь возможность использовать любое из физических качеств, которые гармонично взаимодействуют. Если ребенок или подросток обладает ярко выраженными способностями в проявлении того или иного качества и хочет целенаправленно заниматься спортом, это, конечно, похвально и может в конечном счете составить его судьбу. Но если этого нет, если ребенок средний, то не стремитесь сделать из него чемпиона, гораздо важнее, чтобы он вырос физически и нравственно здоровым, всесторонне развитым, готовым к самым разнообразным жизненным ситуациям.
Дорогие педагоги! Не забывайте, что главная, конечная цель физического воспитания — не рекорды и чемпионские титулы, а здоровье и высокая работоспособность юного поколения. На это должна быть направлена вся воспитательная и организаторская деятельность.
Литература:
1. Байбородова Л. В., Бутин И. М., Леонтьева Т. Н.. Методическое обучение физической культуре: 1–11 кл.: Метод. пособие.- М., 2004.
2. Лазарев И. В., Кузнецов В. С., Орлов Г. А., Практикум по легкой атлетике: Учеб. Пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2005.