Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
Автор: Бекетова Ольга Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 1845 раз
Библиографическое описание:
Бекетова, О. А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога / О. А. Бекетова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6283/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационное управление образовательным учреждением, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности.
В современных условиях реализации Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции «Российское образование — 2020» и формирования экономики, основанной на знаниях, особенно актуальным становится развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Модернизация системы образования предполагает обновление деятельности руководителей образовательных учреждений, что, в свою очередь, должно привести к выстраиванию индивидуализированной, конкурентоспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, и повышением ответственности за сделанный выбор.
Двигателем развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение каких-либо существующих проблем, конечным результатом которой могут быть новшества или инновации. Эффективное управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении становится особенно актуальным для нашего времени, так как является условием выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива. Именно эффективное развитие инновационной деятельности позволяет образовательному учреждению стать конкурентоспособным. Важно выделение инновационной деятельности как особой «предметности управления образованием», погружение в инновационную деятельность, направленную на формирование открытого образовательного пространства.
Понятие «открытое образовательное пространство» отражает «динамичную взаимосвязь образовательных концептов (ценностно-смысловых ориентиров, целей, норм образовательной деятельности), способов организации и воплощения их в конкретных образовательных институтах, проектах, стратегиях и практиках. В социальном плане открытость образовательного пространства выражается в современном состоянии множественности, разнообразия и разногласия стратегических линий и направлений развития».
Инновационное управление образовательным учреждением включает в себя: создание условий для повышения интереса педагогов к инициативам и новшествам; создание материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование педагогических инициатив и механизмов всесторонней поддержки; распространение наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в образовательную систему.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д. Однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения. Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
- как способ получения дополнительного заработка;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства
При анализе психолого-педагогической литературы выделяются наиболее необходимые компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности (Г. А. Алфёрова, Г. А. Салат), мы предлагаем следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательно-операциональный.
Мотивационно-ценностный компонент определяет направление предстоящих преобразований в личности учителя с ориентацией на самосовершенствование с учетом потребностей профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент, считается основополагающим, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности педагога как профессионала.
Когнитивный является вторым по значимости компонентом. Педагогическая теория призвана не растолковать учителю «все до деталей», а помочь ему определить то, что в принципе без его участия и не могло быть создано заранее. Педагогическое знание задает, таким образом, ориентиры для выполнения педагогом таких действий как: собственная ценностно-смысловая интерпретация материала; субъективная формулировка образовательных целей и постановка учебных задач с учетом субъективно воспринимаемой картины учебного процесса; и т. д.
Содержательно-операциональный компонент готовности педагога к ведению инновационной деятельности определяется способами решения педагогических ситуаций, тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Содержательно-операциональный компонент создает базу для осуществления личностью преобразований на самореализацию в педагогической деятельности.
Многообразие характеристик, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности, существенно затрудняет выделение уровней ее сформированности, а также определение критериев и показателей, описывающих эти уровни. Кроме того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема выделения уровней формирования компетентностей является методологической. В то же время проблема уровней развития педагогической деятельности раскрывается в исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. П. Тимошенко, Н. М. Яковлевой и др.
Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогической деятельности: репродуктивный (педагог умеет пересказать то, что знает сам и так как знает сам), адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать информацию, моделировать знания по отдельным вопросам), системно-моделирующий (педагог умеет моделировать систему деятельности, формировать систему знаний по своему предмету).
Таким образом, критерии оценки и уровни готовности педагога к инновационной деятельности дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.
Качество образования (целостное развитие ребенка) в первую очередь зависит от учителя, от качеств педагога. Как помочь учителю гармонично соединить педагогическую работу с творческим поиском? Как сконструировать ценностно-нормативное единство коллектива? Мы думаем, что для управления инновационной деятельностью педагогов общеобразовательного учреждения необходимо создание и реализация системы следующих педагогических условий:
1. Личностно-ориентированное управление педагогическим коллективом, основой которого служит концепция внутришкольного управления Ю. А. Конаржевского, которое базируется на следующих принципах:
- уважения и доверия к человеку;
- целостного взгляда на человека;
- сотрудничества;
- социальной справедливости;
- индивидуального подхода;
- обогащения работы учителя;
- управления успехом учителя;
- личного стимулирования;
- единого статуса;
- коллективного принятия решений;
- горизонтальных связей;
- автономизации управления;
- постоянного обновления.
Под личностно-ориентированным управлением инновационной деятельностью педагогов мы понимаем создание таких условий как:
- организация особой система диагностики и методического сопровождения творческой деятельности;
- использование разнообразных форм поощрения творческих достижений.
- при которых:
- развиваются индивидуальные творческие способности каждого педагога;
- максимально выявляется, инициируется, используется индивидуальный опыт педагогов;
- повышается уровень самоопределения педагогов в творчестве;
2. Участие педагогов в управлении образовательным учреждением, делегированием администрацией некоторых своих полномочий. В каждом учреждении существует достаточно строгая иерархия власти, иными словами, структура управления по вертикали. Она подразумевает четкое ограничение функционала, прозрачность деятельности подразделений и т. п.
3. Включение педагогов в создание целевой программы развития образовательного учреждения. Разработка и реализация четко отлаженной системы, способной охватить весь педагогический коллектив, отсутствие фрагментарности и случайности в данной сфере ложатся в основу самостоятельного педагогического поиска, становясь источником внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Литература:
1. Волченкова Т. В., Формирование у педагогов готовности К инновационной педагогической деятельности. Проблемы и перспективы 2009. С.2–4
2. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. — М., 2006.
3. Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя. http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
4. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография /Е. Н. Белова, Г. А. Гуртовенко, С. В. Бутенко, Н. Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева,2013. — 164 с.
Ключевые слова
инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, инновационное управление образовательным учреждением, готовность к инновационной деятельности.Похожие статьи
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Усовершенствование государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Украины
В статье рассматриваются основные подходы формирования государственной инновационной политики Украины, государственное регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий, выделены направления государственного регулирования инновационно...
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...
Похожие статьи
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Усовершенствование государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Украины
В статье рассматриваются основные подходы формирования государственной инновационной политики Украины, государственное регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий, выделены направления государственного регулирования инновационно...
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Особенности дистанционного обучения в системе образования
В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения
В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...