Работа с родителями по внедрению и реализации ФГОС
Автор: Каверина Екатерина Михайловна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Каверина, Е. М. Работа с родителями по внедрению и реализации ФГОС / Е. М. Каверина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 314-315. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6294/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх». Алис Миллер
Задумайтесь хотя бы на секунду, какой глубочайший смысл вложен в эти слова психоаналитиком и писателем Алис Миллер.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование, в целом, теперь начинаются не c начального образования, a c дошкольного. Для ребенка создаются определенные условия, для осознания собственного Я (личности ребенка). Появился образовательный стандарт для дошкольников. Но он необходим не для ребенка, а для родителей и воспитателей. Следовательно, до родителей необходимо донести значимость ФГОС.
Как можно это сделать?
Можно использовать разные формы и методы взаимодействия:
- практикум;
- открытые занятия;
- педагогическая дискуссия (диспут);
- индивидуальные тематические консультации;
- тематические конференции по обмену опытом;
- презентации позитивного опыта;
- вечера вопросов и ответов;
В первую очередь родителей необходимо на первом плановом собрании познакомить с новым законом. Рассказать что такое ФГОС ДО:
1) Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2) Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
3) Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
4) Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5) Виды деятельности и культурные практики детей в соответствии с образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления [1, c.3].
Рассказать о новых технологиях, применяемых для реализации ФГОС ДО.
Само слово технология в переводе с греческого языка — означает искусство. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Современные педагогические технологии:
- здоровье сберегающие педагогические технологии;
- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- технологию проектной деятельности;
- технологию исследовательской деятельности;
- технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»;
- информационно-коммуникативные технологии.
Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проект-ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи-ческой проблемой.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Информационно-коммуникативные технологии. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка.
Технологии «Портфолио педагога».
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Родители должны понять, чему должен научиться их ребенок. А самое главное, что без активного участия мам и пап не будет развиваться гармоничная личность ребенка. Без помощи родителей не будет ни проекта, ни портфолио, а главное не будет поддерживаться и развиваться инициативность, у ребенка не будет мотивации.
Предупредить родителей — значит вооружить их знаниями и умениями.
В каждой группе детского сада висит стенд для родителей. В течение учебного года помещаем туда информацию (консультации, методические разработки, результаты участия в конкурсах) для законных представителей о реализации ФГОС дошкольного образования. Регулярно выкладываем информацию о проделанной работе на сайте дошкольного учреждения.
Анализируем мнение родителей о внедрении и реализации федерально государственного образовательного стандарта, через анкетирование родителей.
Грамотная работа с родителями поможет воспитать образованную гармоничную личность ребенка во всех направлениях.
Закончить хочется словами: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю — «могут», а не «хотят», а не «обязаны»…
…Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственно зоркой мысли и внимательного наблюдения. Януш Корчак [2, c. 8].
Литература:
1. Планирование на каждый день психолого-педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». Вторая младшая группа. Январь — май / авт.- сост. Н.А Мурченко, Ю. П. Поминова. — Волгоград: Учитель, 2015.-387 с.
2. Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.