Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения
Автор: Колыганова Марина Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 03.10.2014
Статья просмотрена: 1319 раз
Библиографическое описание:
Колыганова, М. В. Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения / М. В. Колыганова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6297/ (дата обращения: 15.11.2024).
Развитие современного дошкольника происходит в эпоху повсеместной компьютеризации. Использование новых педагогических технологий требует от ребенка не только владения определенным набором знаний, но и умение приобретать эти знания самому, научиться их рационально и творчески использовать. В ходе аналитического подхода к вопросу о том, каким же должен быть ребенок, мы можем нарисовать его «психологический портрет»:
Дошкольный возраст дает возможность реализовать ребенку свою познавательную активность, которая достигает наибольшей концентрации в поисковой форме и исследовательской деятельности. Учитывая особенности «психологического портрета» дошкольника, педагог должен создавать условия для самостоятельного получения знаний ребенком в ходе решения поставленной задачи или проблемы.
Термин «детское экспериментирование» давно вошел в педагогическую теорию и практику. Н. Н. Подьяков писал: «Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Таким образом, детское экспериментирование позволяет развивать познавательную активность ребенка, овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой и обеспечить становления мировоззрения дошкольника.
Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, мы создали в группе лабораторию «Почемучка», которая оборудована материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов. Лаборатория «Почемучка» позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи:
- Формировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.
- Развивать представления о химических свойствах веществ.
- Развивать представления о физических свойствах и явлениях.
- Развивать элементарные математические представления.
- Развивать у детей умения пользоваться исследовательскими приборами при проведении опытов (лупа, микроскоп, весы, линейка и т. д.).
- Развивать умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Создание лаборатории в группе дало возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Работа в лаборатории предполагает сотрудничество небольшого количества воспитанников (3–4 человека), что позволяет максимально использовать материалы и приборы, которые имеются в единичных экземплярах. Совместная деятельность небольшой группы детей приобретает не хаотичный характер, а хорошо организованный и результативный диалог. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории.
Структура проведения занятия в лаборатории «Почемучка».
- Познавательная задача, проблема.
- Выдвижение гипотезы.
- Поиск решения задачи опытным путем.
- Фиксация результатов.
- Обсуждение результатов.
- Формулировка вывода.
Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогом. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка — важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории.
Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника.
Лаборатория «Почемучка» разделена нами на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они не существуют изолированно, а наоборот, взаимодополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.
Основное оборудование лаборатории. Сектор «Неживая природа».
- Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.
- Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка.
- Картотека разных видов бумаги.
- Краски: гуашь, акварель, мелки.
- Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи.
Содержимое лаборатории регулярно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности.
Рис. 1. Лаборатория. Сектор «Неживая природа»
Рис. 2. Лаборатория. Сектор «Живая природа»
Основное оборудование лаборатории. Сектор «Живая природа».
- «Цветочная поляна» (живая картотека комнатных растений).
- «Огород круглый год» (сезонное выращивание овощей и зелени).
- «Фруктовая загадка» (выращивание тропических фруктов: авокадо, гуава, кокос, миндаль, апельсин, мандарин).
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов.
Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.
Схемы опытов позволяют систематизировать работу в лаборатории. Ребенок, опираясь на данную схему, воспроизводит эксперимент, в ходе которого он должен получить определенный результат. Такие схемы создают в сознании ребенка алгоритм его действия. Это помогает ребенку в будущем, действуя последовательно и поэтапно, достигать запрограммированного результата.
Рис. 3. Опорные схемы свойств веществ и материалов
Опорные схемы свойств веществ и материалов выполняют функции «подсказок». Читая опорную схему, ребенок учится выделять основные характеристики исследуемых материалов. Составление таких схем происходит в результате самостоятельного изучения и исследования ребенком веществ и материалов. Особенно важным в работе с опорными схемами является аналитическая сторона. Ребенок способен самостоятельно, исследуя свойства новых материалов, сравнивать их с ранее изученными.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. — М., 2001.
2. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. № 1, 2006.
3. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. — М., 2004.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, 2003.
- Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения.
- Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.