Современный урок в начальной школе через призму личностно-ориентированного обучения и метапредметного подхода к преподаванию математики
Автор: Мойсеенко Марина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 30.09.2014
Статья просмотрена: 963 раза
Библиографическое описание:
Мойсеенко, М. В. Современный урок в начальной школе через призму личностно-ориентированного обучения и метапредметного подхода к преподаванию математики / М. В. Мойсеенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6301/ (дата обращения: 15.11.2024).
Жизнь не стоит на месте. Меняются цели и содержание образования, что способствует использованию новых приёмов и методов обучения, появляются новые средства и технологии обучения — не может не меняться и урок. Урок должен быть современным. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым актуальный, действенный урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей и общества. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определённой суммы знаний, но и целостным развитием личности, её познавательных и созидательных способностей. Многие учителя задают себе вопросы:
— Как сделать так, чтобы современный урок был радостным и интересным?
— Как активизировать творческие и познавательные силы ученика?
— Как повысить статус ребёнка в учебном процессе?
— Как увеличить производительность работы ученика на уроке?
Основой урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном. Традиционная тема может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании.
При планировании процесса обучения учитель должен ориентироваться на разнообразие видов деятельности, которое он предложит ученикам, что позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомительной. Учитель должен думать о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке. Важно, чтобы на уроке развёртывался живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом. Учитель должен стараться создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности учащиеся открывали в результате решения дискуссий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей.
Действия с учебным материалом должны давать пищу для ума, поэтому большая роль на уроке отводится продуктивным заданиям. Характер отношений между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников. Традиционно проблема развития познавательных интересов ребёнка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым материалом, и врождённую любознательность детей. [4,с.5]. На учебном занятии должны иметь место методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т. д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, в парах, ролевая игра, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки и взаимооценки.
Чтобы научиться правильно спроектировать и организовывать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
- причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
- понимание метапредметности в трактовке Ю. В. Громыко и А. В. Хуторского (см. далее в приложении).
- компоненты метапредметного содержания в обучении;
- смысл терминов «фундаментальные образовательные объекты» и «универсальные способы действий»;
- различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
- уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
- этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
- понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
- требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Уметь:
- выбирать способ деятельности, которому учитель будет учить школьников;
- передавать универсальный способ работы, выходя за рамки своего предмета в другие области знаний;
- ясно представлять, какую базовую способность необходимо формировать у школьников во время учебного занятия;
- диагностировать базовую способность в ходе обучения школьников;
- импровизировать на уроке, по мере необходимости;
- показывать знание своего предмета, т. к. метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение вместе с учащимися в слое предметного материала.
Таким образом, создание проекта учебного занятия предполагает учет учителем особенностей обучаемых. Проектируя замысел современного учебного занятия, учитель должен продумать, как он будет:
- вводить обучаемого в позицию “ученик”, т. е. стимулировать его учебные мотивы (без них нет учения), делать учение осознанным, т. е. помогать ученику осознать свою учебную цель и принять ее (захотеть достигать);
- организовывать учебную деятельность и управлять ею;
- обеспечивать рефлексию учебной деятельности;
- организовывать контроль за ходом и результатами деятельности обучаемого [2, с.45]
Интересно, что Ю. В. Громыкопод метапредметным содержанием образования понимает деятельность, не относящуюся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающую процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Таким образом Ю. В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т. д. Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или то, что хотят сделать. [3, с. 23] Метапредметный подход в Научной школе А. В. Хуторского определяется тремя ключевыми направлениями: 1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первосмыслов. «Фундаментальные образовательные объекты — узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т. д. 2) на основании ФОО выделения учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. «Метапредмет — КОРНЕВАЯ ОСНОВА (ЯДРО) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности». 3) обеспечение метапрдметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем (происхождение жизни, отличие живого от неживого и т. д.). Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами — целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т. д.). [2, с.48] Кроме того, проектируя современное учебное занятие с метапредметной составляющей, учитель должен знать, что:
1. Этапы учебного занятия определяются типом учебного занятия (изучение нового материала, закрепление, контроль и т. д.).
2. Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлечения внимания.
3. Учебное занятие должно начинаться с яркой идеи, привлечения внимания учащихся (но привлечение внимания должно осуществляться в соответствии с темой учебного занятия)
4. Цель и задачи учебного занятия должны быть озвучены для учащихся (внимание, цель урока формулируется для учеников на доступном им языке, а в конспекте пишется цель урока в соответствии с педагогическими нормами).
5. Цель учебного занятия только одна, она должна быть диагностируема (и более того, должна быть продиагностирована в ходе учебного занятия, в самоанализе указать результаты диагностики, не просто «цель достигнута», а «на основании таких-то данных мы можем сделать вывод, что цель достигнута) и достижима в рамках одного учебного занятия.
6. Задач в уроке должно быть три (образовательная, воспитательная и развивающая). Они должны быть диагностируемы (в конспекте учитель должен указать способ диагностики решения этой задачи, а к следующему занятию представить результаты этой диагностики) и достижимы в течение учебного занятия.
7. Учебное занятие должно быть насыщенно различным методическими приемами (использование этих методических приемов должно быть обоснованным).
8. Методические приемы должны соответствовать теме учебного занятия, возрастным особенностям учащихся.
9. В идеальном варианте учитель предлагает учащимся несколько вариантов организации образовательного процесса, из которых они выбирают тот, который им близок.
10. Оборудование к учебному занятию должно соответствовать методическим приемам и теме учебного занятия.
11. Использование компьютерной презентации не является обязательным, ее необходимость диктуется содержанием и структурой урока.
12. В конце занятия проводится рефлексия эмоционального состояния учеников на учебном занятии, проводится проверка усвоения учебного материала (знаниевая рефлексия).
Литература:
1. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А. В. Хуторской. — 2-е издание, перераб. — М.: Высшая школа, 2007.
2. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход: [Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].
3. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) [Текст] / Ю. В. Громыко. — Минск, 2006.
4. Метапредметная олимпиада, 2010. Комплект эвристических заданий и работы призёров олимпиады. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. / Сост. Хуторской А. В. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2010