Особенности гендерных представлений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Автор: Пустынникова Наталья Викторовна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 692 раза
Библиографическое описание:
Пустынникова, Н. В. Особенности гендерных представлений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома / Н. В. Пустынникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6309/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дети детского дома — особые дети, зачастую они попадают к нам в раннем возрасте, лишаясь при этом и матери и отца. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру. Изучая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы отметили, что существует проблема формирования гендерных представлений у воспитанников. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Часто мы имеем возможность наблюдать, что взаимодействуя друг с другом, дети проявляют агрессию, грубость, нередко возникают драки. Как отмечается в некоторых исследованиях, склонность этих детей к такому поведению может быть компенсацией чувства неполноценности, а недисциплинированность выступает следствием потери авторитета. В своей деятельности мы сталкиваемся с такой проблемой, как побеги, бродяжничество, правонарушения, неврозы. Как правило, чаще всего так ведут себя подростки, которые имели опыт проживания в асоциальной семье и изъяты из неё уже в сознательном возрасте. В асоциальной семье дети не имеют возможности наблюдать положительную модель женского образа (хранительницы домашнего очага, идеала женственности и чистоты). Отец-алкоголик также не выполнял своих функций, добавляя в семейную атмосферу лишь скандалы, побои, экономические трудности. Проживая в таких семьях, мальчики лишаются образца мужского поведения, который должен воспроизводить будущий мужчина, а девочки не имеют перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому их контакты с мужчинами затруднены: они просто не знают, какого поведения можно ожидать от мужчин, доверяются им, вступают в ранние половые связи, что мы и наблюдаем на практике.
В рамках реализации Федерального грантового проекта, Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации, «Отцовская забота — серьезная работа», который реализуется в КГКОУ «Канский детский дом» было проведено психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста и выделены следующие дефициты в их развитии. Для диагностики сформированности гендерных представлений у детей 4–7лет были использованы такие методики как: опросник по половой идентификации для дошкольников (А. М. Щетинина, О. И. Иванова), направленный на выявление предпочитаемых предметов и видов деятельности в контексте психологического времени и пола, и видов деятельности, а также «Автопортрет», «Рисунок мальчика и девочки».
Анализируя ответы детей, видно, что 63,7 % имеют общие представления об отличительных внешних признаках мальчика и девочки (у мальчика короткие волосы, у девочки длинные, они по-разному одеваются, отличаются голоса, у девочек звонкий, а у мальчика грубый). Но знания об окружающем мире низкие, опыт общения с родителями ограниченный, поэтому и уровень гендерной социализации недостаточный. Воспитанники не знают мужских и женских профессий и обязанностей, не могут идентифицировать себя с образом женщины или мужчины в будущем, не владеют коммуникативными навыками общения со сверстниками.
Из рисунков наглядно видно, что у детей старшего дошкольного возраста нет сформированных представлений об образе тела и внешних признаках мужской и женской фигуры. Образ девочки — 27,3 % ребенка, изображают в мужской фигуре, которую называют мамой (у неё короткие волосы, она стоит, расставив в стороны ноги, у неё темные тона в одежде и внешне, она ни чем не отличается от мужской фигуры). 72,8 % детей фигуру девочки изображают в брюках. Беседуя с детьми, и сопоставляя их с рисунками, становится понятным, что мама, которую они помнят, была сильной, часто демонстрировала мужскую модель поведения, была грубой, провоцировала конфликты, вела аморальный образ жизни и внешне не показывала своей женственности. Дети 4–5 лет, которые с раннего возраста, изъяты из семьи, не могут воспроизвести и изобразить женскую, либо мужскую модель, у них наблюдаются нарушение полоролевого поведения, т. к. они не имели возможности наблюдать, как выглядят, или ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях. Наблюдение за детьми показывает, что в игре и обыденной жизни есть мальчики, которые проявляют фемининные качества и следуют женскому типу поведения. Они не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Они путают, какими качествами должна обладать женщина, а какими мужчина, часто в поведении проявляют защитную агрессию и ведут себя как мальчики.
С целью нивелирования таких проявлений в работе с детьми используются развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсируют неблагополучный опыт и обстоятельства жизни детей и способствуют прогрессивному формированию их личности. Создаются условия и расширяются социальные границы для общения и овладения детьми направленными ролями. Организуются специальные игровые зоны, где сосредоточены игрушки для мальчиков и девочек. Через игровую деятельность создаются и реализуются модели, обеспечивающие активное усвоение детьми гендерной роли. В работе используются ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации про дом, семью, мужские и женские профессии и др.; чтение и рассказывание художественных произведений и сказок, где есть сюжеты семейной жизни, о подвигах и умениях героев-мужчин; составление рассказов из личного опыта: «Выходной день дома», «На кого я хочу быть похожим», «Моя семья», «Как поздравляем маму», «Что умеет папа», «Как я живу дома» (для детей, проживающих в замещающих семьях); детские тренинги по развитию эмоциональной сферы; рисуночные методики: «Дом», «Мужчина-мальчик», «Женщина-девочка», «Рисунок семьи»; погружение в атмосферу семьи; детские праздники и утренники: «А ну-ка, мальчики!», «Я все умею», «Подрастем — в армию служить пойдем»; авторские программы «Я — мальчик, будущий мужчина». «Я — девочка, будущая женщина». Используемые методы и технологии позволили обеспечить значимые изменения в представлениях и установках детей и стали основой для изменения поведенческих моделей. Дети стали различать признаки женственности и мужественности в одежде людей, их характере и поведении. У воспитанников появились стереотипы самовосприятия и самооценки себя по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления их индивидуальности в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Ребята научились предвидеть последствия поступков и поведения в ситуации выбора. Мальчики стали принимать на себя мужские роли, а девочки — женские. У детей появились четкие представления о взаимосвязях между членами семьи, о семейной принадлежности и о семейных ролях, о мужских и женских качествах и обязанностях. В ходе совместных игр мальчики и девочки стали сотрудничать, как равноправные, в соответствии с гендерными особенностями. В изобразительной деятельности ребята стали выражать то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Девочки изображают фей, принцесс, людей, самих себя, а также все, что непременно связано с человеком и его бытом. При этом они прорисовывают мелкие детали и женские аксессуары (сумки, браслеты, кольца и т.д). Мальчики чаще рисуют машины, ракеты, технику, их рисунки наполнены действием. При выборе цветовой гаммы мальчики ориентируются на темные цвета, а девочки предпочитают яркие, насыщенные или пастельные цвета.
Таким образом, результаты исследования в рамках грантового проекта Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Отцовская забота — серьезная работа» позволяют выстраивать эффективную работу по гендерной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и становятся определяющими в формировании гендерных представлений дошкольников.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
2. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 160 с.
3. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96с.
4. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: Проспект, 2009. — 560 с.
5. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.
6. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — 6 изд., Стереотип. М.: Издательский центр Академия. — 2000. 489 с.
8. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я. Г. Николаева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учебное пособие. — Курган. — 2006. — 210 с.
10. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера. — 2002. — 324 с.
11. Целуйко М. В. Психология неблагополучной семьи. — СПб.: Питер, 2003. — 171 с.
12. Чекалина А. А. Гендерная психология: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006. — 256 с.
13. Берн Ш. Гендерная психология.- М. 2000
14. Боковикова А. М., Старовойтова В. В. Гендерные особенности. — СПб: Университетская книга, 2001г
15. Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. — авт.сост. Нохрина В. Н. Екатеринбург, 2003г.
16. Основы гендерного образования: Учебное пособие/ под ред.Т. А. Кумалиева, Т. Д. Тленчиева и т. д. — Алматы: Ось-89, 2003г