Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий
Авторы: Ефимов Павел Павлович, Ефимова Ирина Олеговна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 12467 раз
Библиографическое описание:
Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 286-290. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обосновывается актуальность интерактивных технологий обучения. Рассмотрены различные методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий. Выделяются основные идеи интерактивных технологий.
Ключевые слова: образовательная среда, инновации, интерактивные технологии.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на обучаемых с опорой на традиционные средства обучения. Высшее образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой — обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской высшей школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Как подтверждение этому принимаемые на уровне государства РФ различные руководящие документы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство.
Вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года подчеркнул: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело» [8]. Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации» [8].
Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Внимание к интерактивным формам проведения учебных занятий обусловлено влиянием теории «символического интеракционизма» (автор — американский социолог Дж. Герберт Мид), основным понятием которой является взаимодействие (интеракция) [6].
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т. п. Одной из наиболее интересных интерактивных форм проведения занятий является разбор конкретных ситуаций, получивший за рубежом название case-study. По сути, это обучение коллективному проблемно-ситуационному анализу и принятию решений в контексте своей будущей профессиональной деятельности. Разбор ситуаций отвечает требованиям современной образовательной парадигмы — «научить учиться», т. к. любой обучающийся должен обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в ситуацию, вникать в малейшие детали, оценивать альтернативы и риски, понимать других участников, «перенастраивать мышление» и т. д.
Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Основа данного подхода включает положительный опыт реализации профессиональных образовательных программ с использованием интерактивных технологий. В вузах уже идет активное их внедрение. Однако данный процесс носит фрагментарный характер, поэтому следует констатировать, что возможности интерактивных технологий используются неэффективно.
Прежде чем приступить к возможным путям решения данной проблемы, остановимся на терминологическом аппарате. Интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, т. е. на субъект-субъектные отношения. Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. «Интерактивность — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию обучаемых и общую эффективность образовательного процесса» [9].
Использование возможностей интерактивных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых обучаемыми умений и навыков. Сейчас стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения является самостоятельная работа. Поэтому формирование инновационной образовательной среды в вузах с опорой на интерактивные технологии становится одной из определяющих тенденций развития системы образования.
Следует отметить, что важной особенностью построения занятия с использованием интерактивных технологий является то, что «интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность. … Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т. п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия — подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников» [1, С. 314]. С учетом работ [1] и [7] представим основные методы, которые применяются в ходе занятий с применений интерактивных технологий и уточним особенности их реализации (табл. 1).
Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
По мнению российского исследователя кейс-метода А. М. Долгорукова [3, С. 2] данный метод был впервые применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году; хотя его внедрение в процесс обучения в Гарвардском университете началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчетах Гарвардского университета. Данные материалы не обошли и СССР — уже в сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей совпартшкол по экономическим дисциплинам, на которой были рассмотрены вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов.
Таблица 1
Методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий
Метод |
Содержание метода |
Особенности |
Интерактивное выступление |
Традиционное публичное выступление представляется монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства. |
Необходимо заменять словесную передачу информации визуальными образами и тем самым задействует несколько каналов восприятия информации. Когда преподаватель иллюстрирует обсуждаемую проблему, она гораздо лучше усваивается. |
Использование наглядных пособий |
В качестве таких пособий используется схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи. |
Необходимо, чтобы перед глазами обучаемых постоянно находились план выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы по ходу выступления. |
Использование видеозаписей |
Видеофильмы служат своеобразными наглядными пособиями, предоставляя широкие возможности по использованию учебных фильмов. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале занятия, и хорошим средством подачи информации (демонстрацией удачных приемов или ошибок), и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части |
Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие. |
Мозговой штурм (мозговая атака) |
Мозговой штурм (мозговая атака) позволяет вовлечь всех обучаемых в анализ того или иного вопроса. Цель МШ — предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик. |
Преподаватель задает вопрос всей группе и просит обучаемых предложить свои ответы. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос. |
Работа в малых группах |
Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работа в малых группах (от 2–3 и более человек) обеспечивает больше возможностей для участия и взаимного обучения, поскольку представляет собой коллективный поиск решения проблемы. |
Следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у вас есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до пяти — семи человек. |
Технология проведения ролевой игры |
Ролевая игра является эффективным методом обучения практическим навыкам работы, поскольку основана на принципе обучения на практике. |
Необходимо выполнять по следующему алгоритму: мотивация — согласование результатов — представление плана — распределение ролей — подготовка к ролевой игре — ролевая игра — деловая обратная связь |
Кейс-метод |
Представляет собой набор логически связанных ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения. |
При изучении особенно хороши такие задания, которые призваны формировать у слушателей ориентировочные основы функциональных блоков деятельности. Индивидуальном проект отличается от группового тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем слушатели обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее преподавателю. |
В качестве педагогического средства подготовки адвокатов, прокуроров, бизнес-аналитиков, банковских служащих и т. п. кейсы зарекомендовали себя очень хорошо. Так, например, в таких телевизионных шоу как «Час суда», «Суд идёт» разбираются именно кейсы. Вместе с тем, неверно считать, что данный метод — достояние только юристов и экономистов. В современных условиях, в которых, по терминологии профессора МГИМО С. А. Кравченко, «продуктивно говорить не столько о социализации индивида, сколько о его играизации, учиться анализу ситуаций и поиску оптимальных решений, основанных на минимизации рисков от возможных последствий, должен каждый человек» [5].
Выделим основные идеи интерактивных технологий.
Во-первых, технология предназначена не для получения знания по точным наукам, а для тех учебных дисциплин, истина в которых обладает свойством множественности. Т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не одной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, при использовании интерактивных технологий, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Поэтому и в учебных дисциплинах математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла есть место для ситуационного обучения — творческая перекомпоновка материала позволяет использовать принцип «переоткрытия открытий» [2], который описан в работах Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, возглавляемого представителем отечественной методологической (мыследеятельностной) школы — Ю. В. Громыко.
В-третьих, результатом применения интерактивных технологий обучения являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология сама по себе довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые нужно получить обучающимся. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом» (случаем). Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством интерактивных технологий является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировоззрения.
Таким образом, следует отметить актуальность интерактивных методов обучения в современных условиях. Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обучения обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.
Литература:
2. Громыко Н. В. Обучение схематизации. М.: Пушкинский институт, 2005. — 475 с.
3. Долгоруков А. М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. — 128 с.
9. http://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ — Интерактивные технологии в образовании.
Ключевые слова
образовательная среда, инновации, интерактивные технологии., интерактивные технологииПохожие статьи
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)
Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...
Методики интенсивного обучения иностранным языкам
В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...
Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы
Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики
В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...
Применение информационных технологий при подготовке квалифицированных кадров — проектировщиков
В статье рассматриваются методы и модели обучения студентов архитектурных и строительных специальностей, основанные на применении современных технических средств обучения и информационных технологий.
Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку
В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...
Эффективная форма дистанционного обучения
В связи с развитием дистанционного обучения и увеличением числа его участников организация эффективного обучения в данных условиях становится важной задачей. В работе рассматриваются существующие типы обучения и их классификация по таким признакам, к...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Похожие статьи
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)
Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...
Методики интенсивного обучения иностранным языкам
В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...
Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы
Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики
В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...
Применение информационных технологий при подготовке квалифицированных кадров — проектировщиков
В статье рассматриваются методы и модели обучения студентов архитектурных и строительных специальностей, основанные на применении современных технических средств обучения и информационных технологий.
Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку
В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...
Эффективная форма дистанционного обучения
В связи с развитием дистанционного обучения и увеличением числа его участников организация эффективного обучения в данных условиях становится важной задачей. В работе рассматриваются существующие типы обучения и их классификация по таким признакам, к...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...