Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 2195 раз

Библиографическое описание:

Кабернюк, Т. П. Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности / Т. П. Кабернюк. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6327/ (дата обращения: 16.11.2024).

Закон РФ «Об образовании» ставит перед нами задачу патриотического воспитания учащихся. Задача трудная, так как современная действительность не всегда является поводом для гордости за свою страну, а люди, окружающие детей, часто безучастные и равнодушные Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, в окружении ребёнка, но и в стенах школы. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. [2]

Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2011 годы» содержание патриотического воспитания составляют научные факты, понятия, теории способствующие усвоению глубоких знаний о сущности и истории Отечества [1]

Патриотическое воспитание школьников проходит

-       в процессе обучения;

-       во внеурочной деятельности;

-       во внешкольной деятельности

Воспитание в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса. И здесь, среди важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно выделить географию.. География соединила в себе естественные и общественные науки и изучает взаимодействие общества и природной среды. Дети должны гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие природы России, знакомит их с героями своей страны, с её великой историей. В каждом курсе географии возможно патриотическое воспитание. В целях осуществления патриотического воспитания решаются задачи:

-       раскрытие разнообразия и богатства природы РФ,

-       воспитание бережного отношения к природе страны,

-       знакомство с отечественными учёными, путешественниками, их самоотверженным трудом на благо Отечества,

-       развитие любви и уважения к своему народу, традициям и культуре.

В каждом курсе географии возможно патриотическое воспитание. На уроках физической географии 6 класса мы ежегодно ведём свои наблюдения за погодой, сравниваем погоду нашей местности прошлых лет, это ребятам интереснее, чем пользоваться готовыми данными другой территории. При изучении темы «План и карта» предлагаю задания на определение расстояния от С.-Петербурга до мыса Дежнёва, а затем определить, за какое время можно преодолеть это расстояние и сравнить с расстоянием до Воронежа. Ребята осознают, как же велика наша страна. Изучая тему «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство России полезными ископаемыми, на практической работе мы рассматриваем полезные ископаемые своей местности и обязательно упоминаем ОЭМКа как единственный в России. О милосердии и отзывчивости рассказываю в теме «Землетрясения», о том, что наши люди всегда придут на помощь в трудную минуту.

В курсе «географии материков и океанов» 7 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. И. Вавилова, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.

Каждая тема курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класса носит воспитательный характер. «Россия на карте мира» показывает в сравнении с другими странами и даже материками, площадь страны и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей Родины!? Изучая границы, обязательно говорю о долге защищать их. Предлагаю изучить на карте их ландшафты с точки зрения пограничника, и учащиеся отмечают, как трудно патрулировать рубежи Родины в горах, в океане, в суровом климате, понимают, насколько это тяжело, значит служить идут люди мужественные, подготовленные профессионально и эта служба достойна мужчин. Гордость за уникальную природу своей родины вызывают уроки о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира, расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения окружающей среды, рационального природопользования. На этих уроках я говорю о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о практическом участии ребят в охране природы.

В теме «Численность населения», рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей, которые делились друг с другом последним. В теме «Этнический состав населения», изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали разрушенную страну. Очень важным условием нравственно-патриотического воспитания учащихся является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Поэтому в теме обязательно рассматривается демографическая ситуация в семье учащегося.

Большие возможности воспитания патриотизма даёт краеведение. На уроках «География Белгородской области» мы ближе узнаём природу своего края, а в конце изучения я провожу урок-игру, на котором предлагаю ребятам составить проект туристического маршрута по области. Вот тут они начинают спорить, куда же пригласить туристов и называют множество достопримечательных, на их взгляд, мест! В списке и исторические места, и природные объекты, и города, и даже предприятия! Особенный интерес вызывает продукция пищевой промышленности: дети предлагают «туристам» посетить кондитерские фабрики и фабрику по производству сгущённого молока. Этой работой учащиеся показывают, что им., как жителям края, есть чем гордиться.

Наш предмет позволяет воспитывать патриотизм не только на уроках, но и во внеурочное время

Воспитанию патриотизма способствует внеурочная краеведческая работа. В школе работает научное общество, в котором состоят дети с первого по девятый класс. Мы изучаем птиц нашего села, степень загрязнения реки в пределах села, степень заражения деревьев грибами-трутовиками, проводим мониторинг использования новогодних ёлок жителями села.

В школе действует Школьное лесничество «Зелёный друг», которое организует участие школьников в уборке от мусора берега реки и дубовой рощи; в предновогоднее время патрулирование близлежащего соснового леса, выставку креативных ёлок; изготовление и распространение листовок об охране первоцветов, о пожарах в лесу и пале травы; изготовление кормушек и вывешивание их в школьном парке. Три года назад школьники стали ухаживать за двумя родниками. Конечно, сделать сруб им было не под силу, помогла администрация села, но чистят родник, убирают траву по тропинке они сами. Я считаю практическое участие в деле охраны природы своего села самым результативным методом воспитания.

Очень часто мы обращаемся к материалам школьного музея, который существует у нас с 1963 года и где накоплен богатый краеведческий материал. Мы знакомим ребят с топонимикой улиц села, с трудовыми династиями, с историей родной школы, которой более 100 лет, с подвигом односельчан в годы войны на фронте и в тылу. Учащиеся видят на фотографиях в музее своих прадедов, родителей, соседей и возникает чувство сопричастности с историей своей малой Родины, гордость за неё. Используя материалы музея учащиеся занимаются исследовательской работой по краеведению. В работе музея используются разнообразные формы:

-       организация походов и экскурсий;

-       проведение выставок;

-       проведение конференций;

-       встречи с ветеранами войны и труда, работниками тыла, бывшими учителями и выпускниками школы.

Важно, чтобы патриотизм был конкретен, направлен на конкретные дела и поступки.

Работа в данном направлении включает следующее:

-       помощь ветеранам войны и труда.

-       работа краеведческого клуба (поиск исторических сведений о родном крае, составление истории села, сбор воспоминаний старожилов, сбор экспонатов для музея).

-       проведение встреч с ветеранами и их родственниками.

-       уход за памятниками

Совет музея организовывает викторины о своём селе и городе. Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. В школу приходят руководитель крупного плодово-ягодного хозяйства, местные писатели, работники кондитерской фабрики, горнообогатительных комбинатов, спортсмены. Все они успешные в своей профессии люди, прославили трудом наш край, и наши дети испытывают гордость за них, берут с них пример.

Наша школа сельская и детям легче изучать природу в непосредственной близости к ней. По пути в школу они проходят вдоль реки и оврага, идут по лугу или по роще, встречают не только синичек, но и диких уток. И общение здесь тесное- все знают друг друга, соседи- почти родственники. Дома дети участвуют в работе на приусадебных участках, ухаживают за домашними животными. Кажется, что всё это уже воспитывает, но есть и равнодушие, и жестокость, и потребительское отношение к природе. Поэтому и в сельской школе нужно прилагать много усилий для воспитания духовности, любви к Родине, уважения к окружающим, чтобы перерастало это в благородное служение Отечеству, своим близким.

Литература:

1.                  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы» // Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 2–7.

2.                  Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, процесс обучения, ребенок, ветеран войны, курс географии, россия, сильная держава, урок, школа.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности