Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла
Автор: Боярова Елена Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 441 раз
Библиографическое описание:
Боярова, Е. С. Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла / Е. С. Боярова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6333/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках основной профессиональной образовательной программы требует особой организации образовательного процесса.
Достижение поставленной цели осуществляется в том, чтобы стимулировать активную позицию обучающегося и побуждать его к самостоятельному, самоуправляемому обучению. Активное обучение предполагает формирование активной позиции как у того, кто обучает, так и у того, кто обучается. Обе стороны реально должны становиться субъектами учебного процесса и разделять ответственность за его результат.
Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных (в крайнем случае, имитационных) контекстах. Важнейшим принципом организации процесса обучения является его индивидуализация, а именно, — предоставление каждому обучающемуся возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе.
Использование образовательных технологий реализует повышение качества образования и воспитания студентов, выведение учебно-воспитательного процесса на новый уровень, соответствующий требованию времени, через создание условий для формирования творческого мышления и продуктивной деятельности студентов.
Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:
- повысить качество обучения, через формирование познавательного интереса к выбранной специальности
- способствовать развитию у студентов психических процессов, необходимых не только в будущей профессиональной деятельности, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и др.);
- развивать у студентов креативность как необходимое качество современного педагога
- продолжить формирование коммуникативных и речевых навыков студентов
- осуществлять формирование навыка решения проблемных ситуаций
В своей работе каждый из педагогов должен руководствоваться следующими нормативными документами:
- Закон об образовании.
- Концепция модернизации российского образования.
- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
Формы организации учебной деятельности на занятиях: индивидуальная, групповая, коллективная.
Выбираемые методы преподавания, зависят от поставленных целей и содержания учебного занятия.
При составлении плана занятий принципиально важно помнить, что сначала должен быть представлен новый опыт, а не объяснение преподавателя или лекция, т. е. должно быть сформировано основание для освоения новых знаний и умений.
Каждое отдельно взятое занятие представляет собой звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связанное с предшествующими и последующими занятиями.
Обоснование выбора СОТ для внедрения в практику
1. Проблемное обучение
Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение.
Особенности методики.
Реализуя схему проблемного обучения, необходимо представить последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами; приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Для успешного применения проблемного обучения необходимо реализовать следующие психологические условия:
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть интересными и актуальными для студентов и соответствовать их познавательным способностям.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения состоят в следующем:
1. Высокая самостоятельность учащихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
3. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Недостатки: — данная технология требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
Какие методические приемы используются при создании проблемных ситуаций?
Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации. Например, при изучении темы «Типы учреждений РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья» раскрывается типология СКОУ (специальных коррекционных образовательных технологий), где создаются благоприятные условия для обучения и развития детей с проблемами, но параллельно с этим осуществляется программа интегрированного обучения. Данные ситуации являются на первый взгляд противоречивыми: так, где же ребенку с нарушениями здоровья лучше — в СКОУ или в общеобразовательной школе?
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями студента.
Проблемное изложение материала преподавателем. Раскрывая вопрос РДА (ранний детский аутизм) используются 4–5 примеров (ситуаций) раскрывающих условия воспитания детей с РДА в семьях, а затем вместе со студентами выделяются возможные причины возникновения РДА.
В работе я используются следующие проблемные задания:
- логически-поисковые — связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых;
- констатирующие — работы, включающие познания и описания новых знаний;
- творческие проявление студентом эмоционального отношения к фактам, явлениям и т. д. (например, достаточно актуальным является такое задание «Докажите, что у ребенка родителей-алкоголиков или наркоманов повышается риск формирования нарушения интеллекта».
При использовании технологии проблемного обучения даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
2. Метод CASE STUDY
Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.
Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:
- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
- принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания — снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;
- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами — психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт — метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т. п.
- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
Данный метод способствует развитию у студентов различных практических навыков:
1. «Аналитические навыки. Кним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества. Это достигается за счет таких заданий, как например:
- отметьте, какие психолого-педагогические характеристики наблюдаются у детей с ЗПР в зависимости от происхождения ЗПР;
- определите по признакам степень умственной отсталости;
- выделите составляющие комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма и др.
2. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
3. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа — средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
4. Социальные навыки. Входе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.
Большие возможности для формирования коммуникативных и социальных навыков дает дисциплина — Психология общения, где почти каждое занятие представляет практический курс формирования и развития данных навыков. Это такие вопросы, как: Структура межличностного взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Механизмы партнерских отношений. Правила корпоративного поведения в команде. Стили руководства. Выбор оптимального стиля руководства. Психологические проблемы руководителя и подчиненного; или задания: Сформулируйте правила эффективного поведения в конфликте. Представьте способы выхода из конфликтной ситуации. Разработайте правила этики взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и родителей.
Формирование коммуникативных навыков является на сегодняшний момент одной из актуальных проблем развития подрастающего поколения. Эта тема является достаточно интересной не только для преподавателя, но и для студентов.
Каждая из педагогических технологий имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Их применение требует от ведущего преподавателя специальных знаний и умений, определенных коммуникативных навыков. Для овладения современными образовательными технологиями, с целью внедрения их в свою обучающую и воспитательную работу для каждого преподавателя необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствоваться и находить среди современных образовательных технологий наиболее эффективные методы, учитывающие образовательные возможности конкретного педагога.
Литература:
1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург, 2005.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
3. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
4. Дубов А. Г., Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 2006.
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. Пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Академия, 2007.
6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж: Учитель, 2001.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат).- М, 2000.
8. Столяренко Л. Д. Педагогика. — Ростов н/Д: Феникс. 2003.
9. Флиберг Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади//Социс,2005 № 4