Применение ИКТ в преподавании английского языка
Авторы: Порфирьева Людмила Николаевна, Петрова Ирина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Порфирьева, Л. Н. Применение ИКТ в преподавании английского языка / Л. Н. Порфирьева, И. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6335/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современном мире, когда информационно-компьютерные технологии прочно заняли свое место во всех областях человеческой деятельности, их применение в сфере образования стало необходимым.
В данной работе рассматривается применение ИКТ на уроках английского языка.
Основной целью применения ИКТ в этой области является повышение мотивации изучения этого предмета, так как они делают процесс обучения менее рутинным, более личностно-ориентированным, более автономным и, соответственно, более интересным для учащихся. Мы рассмотрим возможности применения таких мультимедийных средств, как интерактивная доска, компьютер, видеопроектор и интернет в методике проектов. Необходимо отметить, что эта методика весьма эффективна при обучении английскому языку.
Е. С. Полат в своей работе «Метод проектов» так обосновывает применение проектной методики в развитии современной дидактики:
«… в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в образовательный процесс успешней достигать поставленных государственным стандартом целей.
- она представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов, через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез)».
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Это решение осуществляется использованием знаний из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей, таких как искусство и культура. Результаты проектов должны быть видимыми «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Условием для успешного применения проектной методики является использование электронных ресурсов. Дело в том, что работа над проектом предполагает определенные трудности, так как учащиеся не всегда готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках английского языка: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход своих мыслей и т. д. Неизбежны также грамматические и лексические ошибки. Это вызывает необходимость проведения большой подготовительной работы. Она заключается в повторении и обобщении необходимого грамматического и лексического материала, определенных лексических структур и т. д. Для отработки необходимых навыков мы используем интерактивную доску и тестирование с помощью К. Т., что расширяет возможности контроля проводимых работ и делает его гораздо более эффективным. Таким образом, проект является заключительным этапом работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Обращаясь к методике работы с проектными технологиями, необходимо отметить, что в своей работе мы часто используем следующие виды проектов:
- творческий, предполагающий творческое оформление результатов и не имеющий детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается спонтанно, подчиняясь конечной цели. Это самый простой вид проектной деятельности.
- ролево-игровой, предполагающий распределение между участниками определенных ролей, например, литературные персонажи (проект о жизни и творчестве У. Шекспира), выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения (проект «The British Parliament»). В этом типе проектов структура намечается и остается открытой до окончания работы и получения готового результата.
Как известно, проектная деятельность особенно актуальна на старшем этапе обучения (10–11-е классы). Именно на завершающем этапе на первый план выступает самостоятельное использование английского языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса и, естественно, умелого и более осознанного использования учащимися ИКТ. На этом этапе уместно использование монопроектов, которые охватывают область одного учебного предмета (английский язык), при этом выбираются разделы, связанные со страноведческой, социальной, исторической и культуроведческой тематикой. Такие проекты требуют тщательной работы с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики должны в результате приобрести.
Так, например, при подготовке проекта о жизни и творчестве Уильяма Шекспира и его произведения «Гамлет», которое представлено в книге для чтения УМК Spotlight В. Эванс, О. Афанасьевой, применялись такие мультимедийные средства как Интернет-ресурсы. Так, в поисковой системе Yandex сайты:
- muzofon.com; search musico.ru > music/англия — знакомят нас со старинной музыкой Англии;
- vk.com > club850983 — библиотека исторических материалов (Англия 16 век);
- dances.nsk.su — показывает нам образцы придворных танцев.
- top-antropos.com — история костюма в иллюстрациях Англии 16 века.
При подготовке этого проекта нами, учителями, были просмотрены все эти сайты, которые были рекомендованы учащимся для работы по поиску музыки, танцев, костюмов Англии эпохи Уильяма Шекспира. Эти сайты были основными источниками при подготовке драматизации трагедии «Гамлет» и создании презентации об Уильяме Шекспире. Также был использован сайт с двуязычным текстом — russianplanet.ru.
Работа с этими сайтами дала полное представление о времени, обычаях, правах, музыке, костюмах старой Англии 16 века, познакомила учащихся с языковыми особенностями работ Уильяма Шекспира и перенесла их в ту атмосферу, в которой происходила великая трагедия «Гамлет».
Так же использовался видеопроектор для демонстрации скачанных из интернета декораций (пейзажей, замков древней Англии, внутренних интерьеров королевского дворца) при подготовке к постановке произведения В. Шекспира «Гамлет» на сцене.
На подготовительном этапе проекта, который включал в себя ознакомление с темой, вопросы для обсуждения, лексическое наполнение проекта и разнообразные грамматические структуры учащиеся работали под педагогическим руководством. Заключительный этап готовился учащимися самостоятельно. Они подбирали на сайтах необходимые материалы по поставленной проблеме, готовили демонстрационную часть, работали с аутентичными литературными источниками.
В рамках недели иностранного языка учащиеся готовят монопроекты о жизни, творчестве и произведениях великих поэтов и писателей стран изучаемого языка. Учащиеся получают задания ознакомиться с биографией писателя и его произведениями. Биографические данные они находят на сайтах интернета и, когда информация собрана, мы вместе просматриваем ее, корректируем, затем создаются слайды, набирается текст. Непременным условием является музыкальное сопровождение, для этого подыскивается музыка соответствующей эпохи, что делает проект более эмоционально насыщенным. Итогом этой работы является сценическое представление, фоном которому служит яркая, информативная презентация, помогающая зрителям ощутить себя частью эпохи Англии 16 века. Демонстрация подобных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В каждую презентацию можно включить тему учебного занятия, иллюстрации и основные понятия темы.
Таким образом, в данное время, когда вовлечение учащихся в процесс обучения становится основной задачей, ИКТ предоставляют нам огромные возможности для ее успешного решения.
Опыт использования проектной методики в нашей работе показал, что несмотря на существующие трудности использования ее учащимися (языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному, критическому мышлению, самоорганизации и самообучению), она является эффективной инновационной технологией, которая при помощи мультимедийных средств обучения помогает значительно повысить уровень владения учащимися языковым материалом, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности и сплоченность коллектива, а также их общее интеллектуальное развитие.
Литература:
1. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения — М.: «Сентябрь», 2004.
2. Трусова В. Р., Бегунов В. К. Школьный театр на английском языке — М.: Просвещение, 1993.
3. Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления — 2-е издание, 1909 — с 6. Метод проектов д. п.н., проф. Полат Е. С., ИОСО РАО 1. К истории вопроса 2. Что мы понимаем под методом проектов.
4. Интернет- ресурсы по английскому языку.