Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников
Автор: Мокрополова Инна Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 9874 раза
Библиографическое описание:
Мокрополова, И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников / И. Ю. Мокрополова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми.
Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, непохожем на наш.
Наш двадцать первый век информационных технологий тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить…
Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда.
Работа в парах или группах, дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказывать свою точку зрения, формировать позитивное отношение к изучаемому предмету. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. По сигналу они в танце перемещаются по классу, необходимое условие — дотронуться до шарика на стене, т. е. надо перемешаться. По сигналу «стоп» надо образовать пары (или четверки) для взаимодействия. Учитель дает задание или задает вопрос. Работая над ним, пара за 30 секунд обменивается информацией. Учитель поднимает руку, ученики следуют его примеру — это сигнал тишины для работы с учителем. Команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.
Это описание одной из составляющих сингапурской методики — микс-пэа-шэа, всего же их более 13, у каждой свое название: финк-райт-раунд-робин, тимбилдинг и т. д. В каждой из них между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.
Чтобы получить запланированные результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся учителю необходимо организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого, используя обучающие структуры Сингапурской методики, он формируеть малые группы, в которых осуществляется обмен информации между всеми участниками, то есть коммуникация.. В центре внимания находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, возникают новые взаимодействия.
При правильной организации взаимодействия формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Данная методика позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.
Одним из важнейших эффектов данной методики является эффективная мотивация обучающихся.
Современный урок по Сингапурской методике — это:
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику комфортно.
- урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика.
- урок развивает у детей креативное мышление.
- урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
3. О. Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие — М.: Просвещение, 2010.
4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
6. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М — Центр “Педагогический поиск”, 1999.
7. М. Н. Скаткин [Текст]:/Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие — М.: 1971.