Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 09.10.2014

Статья просмотрена: 3220 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Л. А. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» / Л. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6345/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ключевые слова: истоки русской народной культуры, наследие, культурное прошлое, патриотизм.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев)

Паспорт проекта:

Проект: долгосрочный, творчески-информационный, групповой.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Актуальность проекта:

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них — красота родной природы,

И мудрость древняя веков.

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Цель:

-        развивать творческую активность и эстетический вкус;

-        знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;

-        показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи:

-        знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;

-        изучить характерные особенности каждого промысла;

-        развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;

-        воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;

-        формировать у детей и духовный патриотизм.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — воспитатели — родители.

Ожидаемый результат:

-        дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;

-        у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;

-        гордость за свой народ, свою культуру.

Этапы работы:

Предварительный (для родителей) — анкетирование, консультации — 1–1, 5 недели

Далее собственно проект.

1. Подготовительный — 10 дней

Родители, дети, воспитатели — сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.

2. Основной (реализация проекта) — 10 месяцев (с 10 сентября по 10 мая)

Знакомство с народными промыслами:

1.      Павлово — Посадский платок (региональный компонент)

2.      Русская матрешка

3.      Дымковская игрушка

4.      Филимоновская игрушка

5.      Гжельская роспись

6.      Жостовская роспись

7.      Хохломская роспись

8.      Полхов — Майданская роспись

9.      Городецкая роспись

3. Заключительный — 20 дней (начиная с 10 мая)

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно — прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Формы работы

с детьми:

1.      Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).

2.      Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.

3.      Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье — маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье — маше или лепка предметов и т. д.).

В каждой образовательной ситуации используется информационно — коммуникативная технология в виде презентаций, музыкального сопровождения образовательных ситуаций, игровых моментов, показа образцов изделий, знакомства с историей создания росписей и т. д.

4.      Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.

5.      Чтение художественной литературы.

6.      Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые.

7.      Выставки рисунков и поделок.

8.      Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.

9.      Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

10.  Посещение Павлово — Посадского производства платков, музея Истории Павлово — Посадского платка и шали.

11.  Помощь родителям в изготовлении поделок и показ мастер — классов.

12.  Тематический вечер «Народные промыслы».

13.  Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.

с родителями:

1.      Участие в сборе предметов народного творчества.

2.      Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.

3.      Консультирование родителей.

4.      Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.

5.      Мастер — класс для пап и мастер — класс для мам — изготовление поделок к праздникам (папы — для мам мастерят бусы из ткани Павлово — Посадских платков, а мамы — для пап мастерят галстуки из ткани Павлово — Посадских платков).

6.      Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.

7.      Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

8.      Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».

9.      Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.

10.  Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.

11.  Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.

12.  Просмотр итоговой презентации.

Результаты реализации проекта:

Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:

-        создана предметно — развивающая среда;

-        сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;

-        дети умеют различать изделия народных промыслов;

-        используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;

-        созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;

-        организованы выставки поделок и рисунков;

-        проведен тематический вечер и показана презентация — как итог проекта для детей и взрослых.

Литература:

1.      Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2010 г.

2.      Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб, 2010 г.

3.      Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. — СПб, 2004г.

4.      Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003г.

5.      «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание № 3–1997, с. 21.

6.      Романова А. Ф. Народные промыслы. — 2003 г.

7.      Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4–5 лет — Мозаика-Синтез. — 2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): народное творчество, промысл, ребенок, тематический вечер, изготовление поделок, Посадский платок, родитель, ткань Павлово, итоговая презентация, повседневная жизнь.

Ключевые слова

наследие, патриотизм, культурное прошлое, истоки русской народной культуры

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...