Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»
Автор: Федотова Любовь Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 09.10.2014
Статья просмотрена: 3220 раз
Библиографическое описание:
Федотова, Л. А. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» / Л. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6345/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: истоки русской народной культуры, наследие, культурное прошлое, патриотизм.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев)
Паспорт проекта:
Проект: долгосрочный, творчески-информационный, групповой.
Сроки реализации проекта: учебный год.
Актуальность проекта:
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них — красота родной природы,
И мудрость древняя веков.
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Цель:
- развивать творческую активность и эстетический вкус;
- знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;
- показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи:
- знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;
- изучить характерные особенности каждого промысла;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;
- формировать у детей и духовный патриотизм.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — воспитатели — родители.
Ожидаемый результат:
- дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;
- у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- гордость за свой народ, свою культуру.
Этапы работы:
Предварительный (для родителей) — анкетирование, консультации — 1–1, 5 недели
Далее собственно проект.
1. Подготовительный — 10 дней
Родители, дети, воспитатели — сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.
2. Основной (реализация проекта) — 10 месяцев (с 10 сентября по 10 мая)
Знакомство с народными промыслами:
1. Павлово — Посадский платок (региональный компонент)
2. Русская матрешка
3. Дымковская игрушка
4. Филимоновская игрушка
5. Гжельская роспись
6. Жостовская роспись
7. Хохломская роспись
8. Полхов — Майданская роспись
9. Городецкая роспись
3. Заключительный — 20 дней (начиная с 10 мая)
Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно — прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.
Формы работы
с детьми:
1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).
2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.
3. Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье — маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье — маше или лепка предметов и т. д.).
В каждой образовательной ситуации используется информационно — коммуникативная технология в виде презентаций, музыкального сопровождения образовательных ситуаций, игровых моментов, показа образцов изделий, знакомства с историей создания росписей и т. д.
4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.
5. Чтение художественной литературы.
6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые.
7. Выставки рисунков и поделок.
8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.
9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.
10. Посещение Павлово — Посадского производства платков, музея Истории Павлово — Посадского платка и шали.
11. Помощь родителям в изготовлении поделок и показ мастер — классов.
12. Тематический вечер «Народные промыслы».
13. Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.
с родителями:
1. Участие в сборе предметов народного творчества.
2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.
3. Консультирование родителей.
4. Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.
5. Мастер — класс для пап и мастер — класс для мам — изготовление поделок к праздникам (папы — для мам мастерят бусы из ткани Павлово — Посадских платков, а мамы — для пап мастерят галстуки из ткани Павлово — Посадских платков).
6. Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.
7. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
8. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».
9. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.
10. Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.
11. Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.
12. Просмотр итоговой презентации.
Результаты реализации проекта:
Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:
- создана предметно — развивающая среда;
- сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;
- дети умеют различать изделия народных промыслов;
- используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;
- созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;
- организованы выставки поделок и рисунков;
- проведен тематический вечер и показана презентация — как итог проекта для детей и взрослых.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2010 г.
2. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб, 2010 г.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. — СПб, 2004г.
4. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003г.
5. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание № 3–1997, с. 21.
6. Романова А. Ф. Народные промыслы. — 2003 г.
7. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4–5 лет — Мозаика-Синтез. — 2010г.
Похожие статьи
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.
Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России
В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»
Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...
Похожие статьи
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.
Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России
В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»
Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...