Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников
Авторы: Корнеева Елена Вячеславовна, Волкова Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 10.10.2014
Статья просмотрена: 1537 раз
Библиографическое описание:
Корнеева, Е. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников / Е. В. Корнеева, О. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6352/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одна из инновационных технологий в ДОУ позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог — Родители — Дети» — это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
При организации проектной деятельности в МБУ д/с № 43 «Гнездышко» Центрального района г. о.Тольятти педагоги уделяют большое внимание проектному методу, так как этот метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.
А. И. Савенков считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Формы организации проектной деятельности в нашем ДОУ д/с№ 43 «Гнёздышко» — это образовательная совместная деятельность педагоги-дети-родители:
Совместная деятельность с родителями — тематические вечера — досуги, совместные проекты, пополнение коллекций, наблюдение, эксперименты.
Образовательная деятельность с педагогами — семинары, тренинги, конкурсы проектов, информационно-образовательная служба, совместные проекты, мастер-классы.
С детьми — познавательные центры в группах, детские коллекции, маршруты путешествий, библиотека познавательной литературы, материалы проектов.
Для того, чтобы проанализировать существующий опыт использования проектной деятельности в условиях ДОУ, мы провели в старших группах конкурс проектов.
Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности:
- определение задач, исходя из поставленной проблемы;
- планирование этапов своих действий;
- выбор материала и способа действия.
2. Совершенствование стиля партнерских отношений.
3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Материально-техническая база:
- оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, трубочки для коктейля, губки, лупа, магниты, кусочки меха, ткани, дерева, пластмассы, резины; зеркало, стекло, палочки для размешивания, проволока, набор различных твердых тел (жестких, упругих, хрупких, пластичных и т. д.); карточки — значки, карточки — модели опытов; глобус, настольная лампа;
- энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
- материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких — либо ограничений по познавательному развитию.
Основной механизм реализации проекта: Проведение серии регулярных занятий естественно — научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно — ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Занимательные опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Реализация проекта
Подготовительный этап
Осуществление проекта начали с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Выбрали тематику проектов. Объяснили исследователям, что их задача найти ответы на поставленные перед ними вопросы и подготовить сообщение о полученных результатах. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Начали с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый?» Дети предлагали самые разные варианты. Подвели их к идее, что сначала надо подумать. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения не оказывалось, его подсказывал взрослый.
Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь?» Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».
Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы. Ими стали несложные рисунки, буквы или даже специальные, изобретенные детьми «на ходу» знаки. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. По мере участия в занятиях потребность в этом возрастала, а вместе с ней росло и мастерство символического изображения фиксируемых результатов.
Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, педагогам, родителям.
Основной этап (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
1. работа воспитателя с детьми;
2. самостоятельная исследовательская деятельность детей;
3. работа с родителями.
Работа воспитателя с детьми.
После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований. После сбора информации или проведения исследования, подводился итог. Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий. Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего вопроса. Например, когда на имя одной из групп, тема, проекта которой была «Живая и неживая природа» пришло письмо с вопросом: «Как поступает вода в растение и куда она исчезает?», обсудили с детьми, откуда растение берет воду, как это можно проверить. Важно помочь детям на данном этапе вопросами причинно-следственного, поискового характера: «Всем ли растениям необходимо одинаковое количество воды?», «А можно увидеть, как вода поднимается по стеблю?» и т. д.
После определения задач исследования, дети самостоятельно делились на группы, договаривались, какой опыт каждая из групп будет проводить. В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования (мини-лаборатории), и начинали работу в группах.
Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто — отчитываться, о проделанной работе.
Задача педагога на этом этапе практической исследовательской деятельности — выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, при ответе на вопрос: «Почему наступает ночь?» провели опыты с глобусом и цветами.
После проведенного исследования каждая творческая группа рассказывла о проделанной работе. Представленные доклады использовали как вариант взаимного обучения детей. Докладчик структурировал информацию, выделял главное, рассказывал о последовательности проведенной в группе работы (Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?), тем самым обучал полученным сведениям других детей. Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Хочу все знать». В конце каждого заседания дети учились давать оценку своей работе, работе других детей; делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
Самостоятельная деятельность детей.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Оборудованная с помощью родителей лаборатория, была укомплектована всем необходимым (посудой, простыми приборами, объектами живой и неживой природы). Сюда же поместили карточки — «темы» возможных исследований с изображением животных растений, зданий и др., а также карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать — изображение «?», посмотреть в книге — изображение книги, наблюдение — изображение микроскопа, спросить у другого человека — изображение человека и т. д.
Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирали тему исследования, подбирали методы исследования, собирали материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Практические знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивали своих родителей, педагогов, детей из других групп об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Ставили элементарные опыты с песком, водой, магнитом, узнавали их свойства. Особенно интересны были моделирующие эксперименты. Живая природа — это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет дереву, как распускаются цветы… Ответы на эти вопросы дети пытались найти на прогулке.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Вечером дети собирались, усаживались на ковер для прослушивания своих сообщений, «мини-докладов». Все вместе слушали и смотрели, что нового, интересного узнали. Естественно, воспитатели помогали исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача, но именно на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребенка
Работа с родителями.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. На собраниях рассказали о конкурсе проектов, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагали родителям темы бесед с детьми по нескольким направлениям:
1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, вес, цвет и др.)
3. человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Например: Тема «Связь живой и неживой природы» (причинно-следственные связи). Весной солнце согревает землю, поэтому тает снег, зеленеет трава, на деревьях распускаются листья. Появляются насекомые, которые питаются растениями, прилетают птицы, т. к. для них есть корм — растения и насекомые.
Вывод: изменения неживой природы влияют на изменения живой природы. (По аналогии ребенок создает свои цепочки).
Большую помощь оказали родители в изготовлении перфокарт, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, а также на заседаниях клуба. Это специальные карточки с объектами, соответствующими определенной теме, которые располагаются в две колонки. Для удобства выполнения задания в карточке делаются прорези. При выполнении задания ребенок подкладывал под перфокарту лист бумаги и в прорези рисовал значок или проводил линии, соединяя нужные объекты. Например, задания типа: «Как размножаются комнатные растения, деревья», «Свойства воды (воздуха, магнита и т. д.)», «Свойства солнца». Рекомендовали родителям посетить с детьми краеведческий музей и выставки различной тематики («Волшебный колодец», «Лесные были»). Дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях и о том, что нового и интересного узнали.
Ребенку легко воспринимать животных и растения на равных. Для этого совместно с педагогами и родителями были организованы походы детей в лес, где дети имели возможность познакомиться с растениями и деревьями поближе. Они глади кору, здоровались с деревом, трогая за ветки и листочки. В беседе с родителями или воспитателями выяснили, что кора — это кожа дерева. «Давайте погладим дерево. Ему будет очень приятно, ведь мы гладим домашних животных, а вот деревья — нет! Какая кора — шершавая, гладкая, теплая, твердая и т. д.? Раз кора — это кожа дерева, значит, ему тоже бывает больно, когда на стволе «пишут» ножом или бросают в него какой-нибудь острый предмет.
Такие формы работы с родителями, как экскурсии, походы, посещение музеев, выставок во многом способствовали овладению детьми системой понятий (живое-неживое, растения-животные, лес-луг и т. д.), а также развитию познавательных умений.
Роль родителей в реализации проекта — непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
Заключительный этап
На презентацию пригласили педагогов ДОУ, детей и родителей. Продуктом деятельности стали альбомы «Хочу все знать» с результатами нашей исследовательской работы. Ребята в роли исследователей рассказали всем присутствующим о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
При анализе эффективности реализации проекта использовались показатели поисково–познавательной деятельности дошкольников, предложенные авторами Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. [3,185]
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Литература:
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№ 4.-с.11–13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Круглова О. С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91–94.
4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст.- М., 2000.- 112с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л. С. Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7–9.
7. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8–17
8. Кисилева Л. С. и др., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М: АРКТИ, 2003,
9. Истанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004;
10. Казанова Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ, 2004.
11. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб. Питер, 2004.