Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 29.10.2014

Статья просмотрена: 937 раз

Библиографическое описание:

Арланова, Е. А. Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания / Е. А. Арланова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6371/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Школьное образование на протяжении многих лет было ориентировано на овладение системой знаний, однако эти знания как правила обеспечивают успех репродуктивной деятельности, а за пределами школы выпускник сталкивается с реальными проблемами, для решения которых необходимы не только знания, но и опыт. Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности ребенка, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход. На практике это предполагает организацию таких форм ученического сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Наиболее полно системно-деятельностный подход реализуется в процессе социального проектирования. Социальные проекты дают обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе теоретических занятий, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах своего села, района, области и страны в целом. Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием следующих характерных черт:

-        направленность проекта на решение значимых социальных проблем;

-        осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);

-        предложение и обоснованиереальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;

-        командный характер работы над проектом;

-        проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;

-        осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребенка. Участвуя в реализации социальных проектов обучающийся учится:

-        видеть проблему, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;

-        находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;

-        находить позитивные способы общения и взаимопомощи;

-        объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;

-        понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;

-        осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Работа над социальным проектом начинается с выбора проблемы. На этом этапе у обучающихся формируются важные УУД: умение видеть и формулировать проблему, аргументировать свою позицию, способность прогнозировать результат, работать в команде. После того, как коллектив выбрал проблему, встает задача собрать исчерпывающую информацию. Обучающимся предстоит собрать и проанализировать разнородный спектр информации, им приходится изучать подшивки газет, журналы, статистические сборники в школьной и сельской библиотеке, информацию в сети Интерне. Они встречаются с представителями местных органов власти: с главой Аверкинского поселения, с местными депутатами, с главой муниципального района Похвистненвский и др. При этом формируются соответствующие УУД: работать с разными источниками информации, проводить социологический опрос, общаться с должностными лицами, анализировать и структурировать информацию. На этапе разработки собственного варианта решения проблемы обучающимся предстоит просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему, соответственно создаются благоприятные условия для отработки таких УУД: способность к прогнозированию, поиску альтернативных вариантов, объективной самооценке, готовность к сотрудничеству. Наиболее ответственный этап социального проектирования, это реализация плана действий команды. Ценность социального проекта возрастает, если обучающиеся принимают личное участие в решении проблемы. При этом каждый ребенок принимает посильное участие, осознает свою значимость. Работа по реализации проекта объединяет на конкретном деле обучающихся, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер. Далее начинается подготовка к защите проекта, весь материал по проекту группируется в два блока: демонстрационный и документальный. На этом же этапе организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатывается сценарий защиты, умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов. Приобретением обучающегося становятся УУД: способность к систематизации, к саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, умение выступать публично, мотивация на успех. Защита проекта- это своего рода публичное признание значимости того, что сделала проектная группы. Общественная оценка продукта социального проекта мотивирует обучающихся к социально одобряемому и социально значимому поведению. Презентация социального проекта является универсальным средством проверки знаний обучающихся, их коммуникативных качеств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов. Завершающим этапом работы над социальным проектом является «Рефлексия». Этот этап имеет свою ценность: осуществляется анализ проделанной работы, оценивается вклад каждого участника, выявляются слабые стороны, обсуждаются пути их преодоления

Таким образом, социальное проектирование создает возможности для формирования у ребенка ключевого набора компетентностей современного гражданина. Оно является исключительно ценным способом для создания ситуации успеха для ребенка. В процессе неформального общения с педагогом и своими сверстниками ребенок начинает осознавать свою значимость, стремиться к социально одобряемому поведению, формируется инициативная личность с активной гражданской позицией.

 

Литература:

 

1.      Жарова Л. В. Учить самостоятельности– М., 1993.

2.      Зотов Ю. Б. Организация современного урока– М., 1994.

3.      Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса -М., 1993. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания)

4.      Леонтович А. В. “Исследовательская деятельность учащихся”, М., 2003.

5.      Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя –М.: Просвещение, 2011. — (Работаем по новым стандартам).

Основные термины (генерируются автоматически): социальный проект, социальное проектирование, защита проекта, знание, обучающийся, общественная жизнь, проблема, проект.

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся