Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе
Автор: Левковская Наталья Гачайевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 08.11.2014
Статья просмотрена: 317 раз
Библиографическое описание:
Левковская, Н. Г. Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе / Н. Г. Левковская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6386/ (дата обращения: 19.12.2024).
Образование является ориентиром государственной политики в социальной и экономической сферах. От состояния образовательной системы во многом зависят экономическое благополучие и уровень благосостояния в обществе. С развитием системы образования связаны модернизация экономики и рост темпов экономического роста. Образование представляет собой гарантию национальной, региональной и международной безопасности.
В этой связи в последнее десятилетие обеспечение высококачественного образования, в том числе и в общеобразовательных школах стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в данной сфере. Инструментом практического решения многих вопросов в общеобразовательных школах стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также федеральных целевых программ.
Вместе с тем, вопросы педагогического мастерства учителей общеобразовательных школ остаются не менее актуальными и должны восприниматься как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в успеваемости школьников и их интересе к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Основными функциями учителя общеобразовательной школы должны быть обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся, а также содействие их социализации и формированию общей культуры.
На наш взгляд учитель общеобразовательной школы должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
Должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию;
- методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основы научной организации труда;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся и молодежи;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Особое внимание в этом перечне стоит уделить технологиям развивающего обучения, в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Список современных образовательных технологий
№ |
Название технологии |
Авторы технологии |
Направленность технологии |
1. |
Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение) |
Т. К.Донская В. В. Фирсов И. Э. Унт А. С. Границкая |
Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. |
2 |
Развивающее обучение |
Л. С. Выготский, Л. В. Занков Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов |
Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся. |
3 |
Технология проблемного обучения |
Т. В. Кудрявцев А. М. Матюшкин М. И. Махмудов В.Оконь и др. |
Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации. |
4 |
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) |
М. В. Моисеева Е. С. Полат М. В. Бухаркина |
Развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности. |
5 |
Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности) |
В. В. Давыдов Ю. В. Громыко и др. |
Развитие теоретического мышления, универсальных способов деятельности школьников. |
6 |
Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ). |
Г.Валькова Ф.Зайнуллина В.Штейнберг и др. |
Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез). |
7 |
Развитие парадоксально-рефлексивного мышления |
Д. С. Лихачев А. М. Панченко Н. В. Понырко и др. |
Освобождение от «зашоренности» мышления, ограниченности, надуманных стереотипов и рамок; нахождение источника творчества; развитие нестандартного, креативного мышления, саморегуляции; простраивание внутреннего и внешнего жизненного пространства; развитие толерантности. |
8 |
Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся |
И. С. Фишман Г. Б. Голуб и др. |
Является средством управления качеством образовательного результата учащегося |
9 |
Технология формирования ключевых компетентностей |
Г. Б. Голуб О. В. Чуракова Е. А. Перелыгина |
Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире. |
10 |
Технологии тьюторства |
Дж.Ланкастер А. С. Макаренко А. А. Ремнев С. В. Федотова |
Изменение функций и роли педагога в учебном процессе (консультант, преподаватель, координатор учебного процесса); высокий уровень освоения учебного материала учащимся; развитие самостоятельности учащихся, их ключевых компетенций. |
11 |
Коммуникативная дидактика |
В.Петерсен К.Шаллер В. И. Тюпа Ю. Л. Троицкий В. А. Караковский |
Овладение культурой предметного мышления; развитие адаптивности к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантности в отношении с другими людьми, явлениями общественной жизни. |
12 |
Технология событийности |
Ю. Л. Троицкий В. И. Тюпа и др. |
Развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опта и ценностных отношений обучающихся. |
13 |
Технология культурологической драматизации |
Г. А. Ферапонтов |
Развитие кросскультурной компетентности. |
14 |
Развитие критического мышления |
Воган Эстес Бьюзен |
Развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач. |
15 |
Тренинги как виды интерактивных техник |
Курт Левин Е. В. Сидоренко А. П. Ситников |
Направлен на развитие у человека тех или иных навыков и умений, личностное и профессиональное развитие. |
16 |
Технология «портфолио» |
Воган Эстес Бьюзен |
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. |
17 |
Кейс-технологии (метод анализа ситуаций). |
Гарвардская технология. В российской школе: В. Д. Киселев. |
Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. |
19 |
Технология эвристического обучения |
А. В. Хуторской |
Творческая самореализация детей, развитие универсальных познавательных, информационных, коммуникативных способностей. |
20 |
Технология педагогических мастерских |
П.Ланжевен Анри Валлон Жан Пиаже и др. Э. С. Соколова |
Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников, личностного позитивного отношения к изучаемому материалу |
20 |
Технология концентрированного обучения |
Г.Ибрагимов |
Повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания. |
21 |
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач |
Г. С. Альтшуллер |
Основные функции и области применения ТРИЗ: - решение изобретательских задач любой сложности и направленности; - развитие творческого воображения и мышления; - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов. |
22 |
Технология нейролингвистического программирования |
Джон Миллер Майкл Холл Джудит ДеЛозье |
Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения. |
Думается, что в целях повышения профессионального мастерства каждому учителю необходимо:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения;
2. Непрерывно вести процесс накопления профессиональных компетенций;
3. Постоянно совершенствовать методы работы с родителями обучающихся;
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
Какая бы не была квалификация учителя необходимо постоянно внедрять новые технологии работы с учениками в освоении знаний, поскольку постепенно меняется статус образования в социальной жизни — оно превращается в сферу образовательных услуг, на которую распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и др.
Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач.
Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.
Только повышая профессиональное мастерство педагогов, возможно обеспечить оптимизацию профессиональной мобильности и предоставить себе возможность формировать постоянное желание учиться и создавать себя.
Литература:
1. Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства. URL: http://www.allbest.ru.
2. Фисенко Т.И., Фоменко Е.В. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам. URL: 6 imz.ucoz.ru/seminar/kobzeva/spisok sovremennykh.docx.