Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)
Автор: Васютина Ирина Валериевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 20.10.2014
Статья просмотрена: 831 раз
Библиографическое описание:
Васютина, И. В. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) / И. В. Васютина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6391/ (дата обращения: 16.11.2024).
В нашем обществе традиционно сложилось так, что за здоровье ребенка несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а после достижения совершеннолетия и сам ребенок уже должен заботиться о своем здоровье. Результаты такой совместной работы за последние 30–40 лет и коллективной «ответственности» следующие: количество детей с нарушениями осанки в России за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80 %, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно — двигательного аппарата.
Почти каждый третий ребенок имеет признаки «малых» соединительно — тканных дисплазий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем, таких как сердечно — сосудистая, мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др. В 2 -3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, такие, например, как ранний остеохондроз и остеопороз. Это способствует росту травматизма, связанного со снижением устойчивости опорно-двигательного аппарата даже к минимальным повреждающим воздействиям.
Более половины подростков в России страдают хронической патологией, каждый четвертый ребенок имеет III группу здоровья. За время обучения в начальной школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 4 раза — нарушений осанки, в 3 — патологии органов пищеварения.
Самое неблагоприятное положение, ведущее к нарушению осанки — положение сидя. Ребенок же вынужден проводить в этом положении в условиях школы или детского сада, время, в 4 -5 раз превышающее физиологическую норму.
Результаты научных исследований и опыт показывают, что достаточно только уменьшить дефицит движений, обеспечить ребенка возможностью реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, заставить качественно работать системы физического воспитания и просвещения, и уже даже это решает большинство проблем, связанных с уровнем заболеваемости и распространенностью деформаций опорно-двигательного аппарата, значительно повышает устойчивость детей к различного рода неблагоприятным факторам среды.
Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического воспитания. Очевидно, если неэффективно работает вся система физического воспитания, то задачу формирования нормальной осанки должны решать энтузиасты. Каждый на своем месте: врачи, педагоги или неравнодушные родители.
Специально организованное воспитание и обучение ребенка с физическими отклонениями в развитии может проводиться в семье, где оно осуществляется родителями при систематических консультациях специалистов. Но существуют специализированные детские учреждения компенсирующего вида с приоритетным образованием, где существует специальное обучение, которое в наибольшей мере соответствует нуждам ребенка с отклонениями в развитии. В результате посещений такого учреждения у ребенка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребенка дефекта.
Коррекция (от латинского correction — исправление, улучшение) — это сглаживание недостатков развития ребенка с помощью различных педагогических, лечебных и технических средств.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от знания педагогом типологических и возрастных особенностей развития детей и индивидуальной специфики развития каждого ребенка. Особенно важно обеспечить при этом сознательное и активное выполнение детьми предложенных заданий, повысить их интерес к происходящему.
Термин «компенсация» (от латинского слова compensation — возмещение) в общебиологическом значении — одна из сторон приспосабливаемости организма к окружающей среде при нарушении или утрате какой-либо материальной структуры или функции.
Формирование процессов компенсации у человека — это не только биологическая приспосабливаемость организма, но и формирование новых способов действия. Компенсация у ребенка связана с развитием всех сторон его личности. Это процесс восстановления его общественно-личностных функций, а не функций отдельного органа.
Таким образом, чтобы не повредить позвоночник, следует учиться правильно сидеть, стоять, наклоняться, лежать, поднимать тяжести, падать. Но чтобы этому научиться, следует обратить внимание не только на существующие виды гимнастики, а так же, и на существующие нетрадиционные ее виды: например, «Хатха-йога».
Исходя из вышеизложенного, проблема контроля за формированием правильной осанки и коррекции ее нарушений в дошкольном возрасте особенно актуальна.
Цель работы: Разработать и экспериментально обосновать методику формирования правильной осанки средствами нетрадиционной гимнастики.
Гипотеза: Предполагалось, что применение специально разработанных комплексов с включением нетрадиционных гимнастических упражнений на физкультурных занятиях с дошкольниками старшего возраста позволит более эффективно формировать правильную осанку.
Объект исследования: Процесс физического воспитания в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: Особенности методики формирования правильной осанки с детьми старшего дошкольного возраста.
Новизна нашего исследования состояла в предложенной нами методике.
Практическая значимость: Данная методика может быть использована в детских садах, начальной школе, кружках, секциях, а так же преподавателями физической культуры в своей работе.
Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Ведущим является положение позвоночника, который имеет в сагиттальной плоскости 4 физиологических изгиба (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз).
Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтому изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку.
Факторы, определяющие формирование осанки.
На сегодняшний день установлено множество факторов, формирующих влияющих на осанку. Все можно условно разделить на внутренние и внешние:
внутренние факторы:
- уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на ее коррекцию — внутренний контроль;
- наследственность;
- тип физической конституции;
- состояние костного скелета, связок, мышц;
- уровень развития физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость;
- двигательный режим, определяемый самим человеком и его ближайшим окружением;
- уровень развития внутри- и межмышечных координаций;
- темпы роста;
- внешние факторы:
- качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка — внешний контроль;
- любые заболевания;
- экологические факторы;
- характер питания;
- социальные факторы (например, отсутствие социального запроса на формирование нормальной осанки);
- недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом;
- нарушения гигиены труда, учебы;
- навязанный извне (обществом, родителями) двигательный режим.
Этапы формирования осанки.
Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:
По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночника. Уже к 7 годам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом — в грудном и крестцово-копчиковом. За короткий срок позвоночник меняет свою форму от тотального кифоза до наличия двух лордозов и двух кифозов.
Классификация нарушений осанки и оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Отклонения от нормальной осанки принято обозначать как нарушения осанки в том случае, если по результатам углубленного обследования не выявлены заболевания позвоночника или других отделов опорно-двигательного аппарата.
По мнению А. Ф. Каптелина (1986), оценка функционального состояния позвоночника включает определение таких параметров, как: гибкость(амплитуда движения в различных плоскостях и различных отделах позвоночника); стабильность (устойчивость), определяемая абсолютной силой, силовой выносливостью и состоянием связочного аппарата; равновесие, характеризуемое правильным направлением проекции центра тяжести тела и симметричностью; гармоничность-выраженность физиологических изгибов в сагиттальной плоскости. Научными исследователями установлено, что для правильной оценки темпов развития физических качеств необходимо наблюдать ребенка в процессе тренировки или реабилитации в течении 1,5–2 лет.
Анатомо-физиологическая характеристика дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется личность, и закладываются прочные основы физического здоровья.
В период дошкольного детства происходят изменения. Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, богатом содержании в мышцах воды, низких показателях мышечной силы. Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6–7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.
Понятие и значение гимнастики «Хатха-йога».
Йога — это система физической, умственной и психической тренировки. Возникла в Индии несколько тысяч лет тому назад. Это не религия, не вера, а метод контроля самосознания, начинающийся с совершенствования тела и заканчивающийся формированием его духа. Существует множество видов йоги: Раджа, Кадана, Дисиана, Мантра, Хатха.
Раджа йога-это высшая ступень или точнее сказать форма йоги — йога сознания. Начальная ступень-Хатха йога. Что наиболее приемлемо для детей дошкольного возраста. На этой ступени обучают глубокому дыханию «Пранаяме», упражнениям для тела, что способствует правильному формированию растущего организма. Занимаясь Хатха-йогой, дети начинают лучше себя чувствовать, становятся здоровыми, улучшается их сон, чувствуют себя уверенней, улучшается память и многое другое, а это не маловажно для дошкольника.
Все виды йоги следует начинать под руководством Гуру (учителя). Порядок изучения Хатха-йоги: Асаны (йоговские упражнения для всех частей тела. Их делают от 5 до 65 лет, после 65 лет — только легкие упражнения); Пранаяма (глубокое дыхание); Крать-Якара (контроль над нервной системой); Дхорана (контроль над сознанием); Самауха (размышление).
Основная цель йоги — умение управлять процессами организма и сознанием. Суть йоги была сформулирована философом Патанджали около 1 в. До н. э. и состоит в «соединении» индивидуальной души человека с абсолютной душой или богом. На этом пути «очищения» и «совершенствования» существенное место отводится хатха-йоге — комплексу физических, а также эстетических норм. Наряду с другими частями йоги, ее составная часть — хатха-йога предусматривает использование физических упражнений, в том числе дыхательной гимнастики, с целью управления физическими и психическими функциями организма. Слово «гимнастика» привнесено в йогу в связи с тем, что при выполнении упражнений применяется гимнастический метод, характерный строгой регламентацией, дозированием телодвижений по амплитуде, направлению, степени мышечных усилий, точностью исходных и конечных положений.
Особое значение в хатха-йоге придается системе дыхательных упражнений, построенных на глубоком полном дыхании.
В целом, методика физической тренировки йогов, по мнению многих исследователей, приводит к реальным физиологическим, конституционным и психическим изменениям в организме человека, которые подлежат объективной оценке.
Занятия хатха-йогой соединяют в себе методы достижения искусства напряжения и расслабления мышц, основанные на формуле: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация.
Поверхностное дыхание — одна из плохих привычек. Чтобы быть здоровым человеком, нужно делать приблизительно 6 глубоких дыханий в день. Поверхностное дыхание — является прямой причиной многих физических заболеваний, начиная от простуды до нервных расстройств. А дети дошкольного возраста как было выше изложено дышат поверхностно, а в дальнейшем это может превратиться в плохую и вредную для организма привычку. Сутулость, узкогрудие, неправильная осанка, плохое зрение, память, мозговое переутомление — все это результат плохого дыхания.
Задачи исследования.
Исходя из цели исследования, разработать методику формирования правильной осанки, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить, состояние и особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить резервы совершенствования методов формирования правильной осанки у дошкольников на физкультурных занятиях.
3. Исходя из медицинских данных определить и сгруппировать упражнения для формирования правильной осанки.
4. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики (Хатха-йогга).
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение проводилось с 1 сентября 2013 года по 1 февраля 2014 года в следующих учреждениях: Детская поликлиника № 2 города Старый Оскол и МБДОУ детский сад № 44 «Золушка» общеразвивающего вида.
Кроме того, наблюдение осуществлялось автором работы в процессе занятий в старшей группе «А« и старшей группе «Б» МБДОУ детский сад № 44 «Золушка». В процессе наблюдения изучались следующие вопросы:
- методика формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;
- использование различных гимнастических упражнений по системе Хатха-йога;
- насыщенность гимнастическими упражнениями комплексов для формирования правильной осанки;
- место проведения комплексов для формирования правильной осанки в структуре физкультурного занятия.
А так же, были поставлены следующие задачи по системе Хатха-йога:
1. Совершенствование психических процессов: познание своего характера, укрепление воли;
2. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии;
3. Развитие умения снять усталость, укрепить слабые мышцы, развивать гибкость, улучшить осанку; дети учатся правильно дышать, расслабляться;
4. Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
Организация исследования.
Исследование проводилось в городе Старый Оскол на базе МБДОУ детского сада № 44 «Золушка». В 2013–2014 учебном году в детском саду воспитывается 320 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В детском саду функционируют группы компенсирующей направленности:
- старшая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи — 13 детей;
- старшая группа для детей с задержкой психического развития — 12 детей.
Исходя из этого, в дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для правильного физического развития и укрепления здоровья детей.
В процессе всех различных режимных моментов осуществляем взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.
Последовательность и содержание этапов углубленного обследования осанки у детей с целью выявления нарушений.
Таблица 1
Название этапа (кто проводит) |
Содержание этапа |
Соматоскопия (педагоги, медперсонал) |
Осмотр туловища и конечностей по специальной схеме |
Антропометрия (родители, педагоги, медперсонал) |
Выполнение простейших антропометрических измерений |
Визуализация и формирование диагноза (врачи-специалисты) |
Выполнение аппаратных измерений и исследований (компьютерная оптическая топография, рентгенография); установление диагноза и проведение первичного дифференциального диагностирования |
Интегральная оценка (педагоги и медперсонал) |
Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и физических качеств в соответствии с паспортным возрастом |
Разработка индивидуальной программы реабилитации (педагоги, медперсонал) |
Проведение дифференциальной диагностики между нарушениями осанки и сколиозом |
Следует отметить: что при других нарушениях осанки, лордозе и кифозе в сагиттальной и фронтальной плоскостях должны специально подбираться упражнения для целенаправленного воздействия на мышцы. При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка: возраст, здоровье, дозировку, количество повторений, время между повторениями. В начале и в середине комплексов рекомендуется выполнять упражнения на расслабление с вытяжением позвоночника.
Заключение.
Путь развития человека бесконечен и поэтому в воспитании не может быть ничего законченного — оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим, необходимо чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти вперед к совершенству.
В целом можно сказать о том, что в результате специальной коррекционной работы с детьми мы достигли относительно высоких результатов.
Надо стремиться к тому, чтобы вся работа с детьми организовывалась исходя из особенностей состояния здоровья ребенка и перспектив на его дальнейшее развитие.
Системный подход к проблеме воспитания здоровья и физического развития детей с нарушением осанки на основе содружества медицины и педагогики, тесной связи с наукой, позволили повысить эффективность лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы по восстановлению нарушений позвоночных функций и добиться успешной физической подготовки детей.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка.
Основная масса детей с нарушением осанки нуждается в организации воздействия, без которого их продвижения будет замедленным и недостаточно успешным.
Проводить работу с такой категорией детей целесообразнее всего привлекать для этого родителей и специалистов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками коррекционной работы.
Предлагаемая нами методика позволила достоверно улучшить основные показатели, которые характеризуют правильную осанку. Проведенный нами эксперимент подтверждает высокую эффективность предполагаемой методики, что говорит о необходимости широкого внедрения в практику.
Литература:
1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Педагогика. 1990. с. 34–126.
2. Вегнер Л. А. Восприятие и обучение. -М.: Педагогика, 1969. — с. 321.
3. Васильева В. С. Лечебная физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — с. 248–254.
4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений в 13 томах. Т. 6. — Т. 4. — Советская энциклопедия. — 1984. — с. 432–504. с. 203–377.
5. Дидур М. Д. Коррекция и развитие поведения — СПб.: 2002. — с. 7–41.
6. Иванова В. В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. — М.: Медицина, 1963. — с. 20–78.
7. Индра Деви Спорт и йога. — М.: Просвещение, 2000. — с. 6–15.
8. Кузнецова Т. Д., Левицкий П. М. Дыхательные упражнения в физическом воспитании. — К.: Здоровье, 1989. — с. 74–110.
9. Копылов К. А. Беречь осанку с молоду. — М.: Школа — пресс, 1990. — с. 16.
10. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. — М.: Медицина, 1982. с. 28–57.
11. Лиепинь Х. Ю. Коррегирующая гимнастика. М.6 Просвещение, 1960. — с. 56–106.
12. Лахманчун Г. Е. Эта замечательная йога. М.: Физкультура и спорт 1992.
13. Маченский В. И. Гимнастика, исправляющая осанку. — М.: Медицина, 1960. — с. 40–74.
14. Мошков В. Н. Общие основы лечебной физкультуры. — М.: Просвещение 1963. — с.5–65.
15. Осокина Т. И., Кенеман А. З. Физическая подготовка детей 5–6 лет к занятиям в школе. — М.: Просвещение, 1980. — с. 32–47.
16. Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. — М.: Просвещение, 2000. — с.70–89.
17. Постникова В. Н. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. — М.: Просвещение, 1967. — с. 81–146.
18. Петровская А. В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1973. — с. 37–66.
19. Смирнов К. М. Особенности дыхания детей разного возраста. — М.: Медицина,1969. — с. 24–89.
20. Смолевский В. М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики. — М.: Просвещение 1992.
21. Тур А. Ф. Физиологические особенности детей. — М.: Медицина, 1960. — с. 17–64.
22. Тагизаде Т. А. Физическая культура для детей дошкольного возраста. М.: Медицина, 1971. — с. 17–21.
23. Фонарев М. А., Фонарева Т. А. Лечебная физкультура при дефектах осанки. — Л.: Медицина, 1971. — с. 43–78, с. 92–141.
24. Хамзин Х. Х. Воспитание осанки у детей. — М.: Просвещение, 1969.-с.50–65.
25. Янкилевич Е. И. От трех до семи. — М.: Физкультура и спорт, 1977.