Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Автор: Плакущая Галина Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 08.11.2014
Статья просмотрена: 3246 раз
Библиографическое описание:
Плакущая, Г. А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Г. А. Плакущая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6484/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольное детство — яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего невозможно воспитать полноценную личность. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование народного искусства и разнообразных видов художественной деятельности дошкольников. Исходя из этого, работу свою строю на основе «Трёх богатырей» народной культуры.
«Три богатыря» народной культуры:
- Устное народное творчество
- потешки, пеструшки, прибаутки;
- скороговорки;
- пословицы, поговорки;
- сказки;
- загадки;
- героический эпос;
- сатирический фольклор (дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши);
- Музыкальный фольклор.
- хороводные песни (игровые, плясовые);
- детские песни (пестушки, колыбельные, потешки),
- шуточные песни (частушки, небылицы, прибаутки);
- календарные (заклички, приговорки, трудовые, гадальные).
- хороводные игры,
- обрядовые игры;
- подвижные игры
- Декоративно — прикладное искусство.
- народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская,семёновская матрёшка);
- посуда (хохлома, городец, гжель, жостово);
- предметы быта (рушники, колыбельки, половики).
Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности в различных моментах жизни детей (игра, прогулка, театрализованная и изобразительная деятельность, досуги и др.).
Для осуществления интегрированного подхода, разнообразные виды народного искусства использую в трёх направлениях:
1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы, музыкальное сопровождение деятельности детей, чтение, игры и т. д.).
2. Включение народного искусства в содержание образовательной деятельности (знакомство с разными видами искусства, событиями, явлениями).
3. Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.
Именно такой подход к использованию народного искусства в педагогическом процессе способствует тому, что у детей обогащаются знания и представления о народной культуре, её духовном богатстве и дети с интересом и увлечением осваивают виды народного искусства.
Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В своей группе оформила «уголок русской избы», чтобы сделать процесс ознакомления детей с русской культурой интересным и увлекательным. Почетное место в избе занимает макет русской печи, имитированный под кирпичную кладку, ведь в старину говорили: «Без печи нет избы». Атмосферу старины в избе помогает воссоздать домашняя утварь: деревянный стол, лавка, колыбелька для малыша, зыбка, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор — плетень. Представлена коллекция декоративно-прикладного искусства России: игрушки из глины — дымковская, филимоновская, предметы быта из Хохоломы, Палеха, Гжели; куклы в русских костюмах, куклы из соломы и тряпичные. Интерьер «избы» постоянен, меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения, соответствующие обрядовым праздникам. Здесь ребята могут поиграть с предметами народного быта, сделать похожие, почувствовать себя приобщённым к «преданьям старины глубокой».
Начало ознакомления детей с русской культурой наиболее значимый период, нужно было построить его таким образом, чтобы дети дальше шли с удовольствием и желанием. Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Огромной любовью у детей, конечно, пользуется сказка, так как в первую очередь она воздействует на ребёнка эмоционально. Сказка вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками, я заметила, как обогащается их речь эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять выражения из сказок: «красна девица», «добрый молодец», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках ребёнок познаёт правила общения, «нравственный кодекс» народа, знакомится с традициями.
Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью разыгрывала сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, Вместе с детьми разбирались, чему же учит та или иная пословица. У детей обогатилась речь за счёт включения пословиц и поговорок в игры- драматизации, сочинение сказок, в общение друг с другом.
О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки и колыбельные песенки с самого раннего возраста. Поэтому, в своей работе потешки включаю не только в занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки и потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы и поговорки они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим.
Таким образом, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, приобщению их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Основной задачей по знакомству детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства выделила для себя — познакомить детей с разнообразными видами народной росписи, показать их красоту, своеобразие, вызвать желание научиться воспроизводить узоры, созданные народными мастерами, а также создавать свои композиции на их основе. Знакомство с русским народным прикладным искусством начала с знакомства детей с игрушками: матрешками, дымковской, филимоновской, каргопольской. Сама красота, яркость и привлекательность этих игрушек притягивает внимание детей с младшего возраста. Постепенно ребят подвела к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети играют и пытаются воссоздать сначала элемент росписи (волнистые линии, кружки, кольца), затем предмет игрушки (кокошник, фартук, юбка). В старшем дошкольном возрасте сначала знакомила с историей её возникновения и сведениями о мастерах. На последующих занятиях дети стараются сначала создать игрушку (лошадка, барышня, олешек, барашек, козлик), а затем её расписать. Дети получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами.
Работу по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством выстраивала таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. Начинали с оформления выставки посуды, на которой дети могли посмотреть, потрогать посуду разных мастеров. Из них предлагала выбрать понравившуюся и рассказать о своем выборе. Выразительность росписи не оставляла пассивными никого из детей. Дети отмечали, за что им понравилась посуда, выражали желание попробовать свои умения расписать посуду. Изучив сочетания цветов в росписи, расположение элементов, её индивидуальность, предлагала роль народных мастеров, и дети трудились над выбранной посудой с интересом и увлеченностью. Готовые работы детей оформлялись в выставки, что еще больше развивает интерес и эмоциональную отзывчивость к русскому прикладному искусству. Большой интерес дети проявили к изготовлению книжек-малышек, создавая которые дети иллюстрировали загадки, пословицы и поговорки, рисовали народные игрушки. Затем готовые книжки подарили малышам.
Для поддержания интереса детей к народным промыслам организовала кружок «Веселая ниточка». На занятиях дети знакомятся с вышивкой и учатся изначальным азам этой увлекательной работы: знакомятся с нитками, умению создать узор, предмет из ниток разной фактуры и цвета. Собран материал для ознакомления детей с народной вышивкой: вышитые полотенца, рушники, салфетки, шторки, подзоры для кровати и многое другое.
Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры использую игру. Ведь именно игра может сделать это вхождение желанным, занимательным, эмоционально окрашенным. Игровая культура России — одна из самых богатых в мире. Однако, русские народные игры, почти исчезли из детства, а ведь на них выросла вся Россия и они тоже являются национальным богатством. Я поставила себе задачу устранить данную несправедливость через разучивание с детьми русских народных игр. Дети с интересом начали осваивать новые для них игры, ведь они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Наиболее любимыми детьми стали игры: «Снежная баба», «Золотые ворота», «Ручеек», «Шёл козёл по лесу», «Горелки» и др. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Игры используем как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действа и хореографии. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей.
Различные виды народного искусства наиболее полно отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует целостности, законченности во всём. Поэтому в своей работе широко использую взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого. Так, на занятиях по декоративно-прикладному искусству использую сказки, былины, потешки, народную музыку, на занятиях по рисованию предлагала детям изобразить потешки, используя определённый стиль народной росписи, а для активизации речевой деятельности детям предлагалось составить загадки по своим рисункам.
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
При планировании я учитываю темы, посвящённые русской культуре, в соответствии с народным календарём. Благодаря использованию метода проекта изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через различные занятия: речевые, познавательные, музыкальные, художественно- продуктивные, в ходе которых дети знакомятся с историей, обычаями, бытом народа и с помощью фольклора усваивают этические и эстетические нормы, Изучение темы завершается презентацией в форме праздника, колядования, посиделок или массовых гуляний Я считаю, что комплексный подход очень важен, так как только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами с увлечением готовят праздник, он приносит положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе и детей, и взрослых. Начиная со средней группы знакомлю детей с обрядовыми календарными праздниками: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Такие праздники вносят радость и духовную красоту в жизнь детей.
На моё начинание с удовольствием откликнулись родители — помогли сшить сарафаны и косоворотки, изготовили народные шумовые инструменты, помогли в создании предметной среды, принося старинные предметы, вместе готовим атрибуты к играм, заучиваем заклички, готовим костюмы и даже сладости и выпечку. Для установления партнёрских отношений, общности интересов детей и родителей практикую в своей работе проведение совместных посиделок, народных праздников, где родители с большим желанием поют русские песни, частушки, водят хороводы и раскрываются с новой стороны своим детям. Такая форма работы помогает мне сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Ценность моего опыта работы в том, что дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают её секреты, приобретают новые знания о жизни. Анализируя свою работу, я убедилась в доступности разных видов народного искусства для детей и увидела постоянно растущий интерес к нему. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998..
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. — М.: Пед. общество России, 2000.
3. Методические советы к программе «Детство». — СПб: «Детство-Пресс», 2001.
4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.