Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Коробова, Н. А. Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте / Н. А. Коробова, А. С. Коробов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6486/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Прикладные виды спорта: военно-спортивные, пожарно-прикладные — собирательное название упражнений, их сочетаний, взятых из отдельных видов спорта (лёгкой атлетики, плавания, лыжного и др.) и имеющих военно-прикладное значение; способствуют развитию качеств и навыков, необходимых для различных специальностей с использованием различных специальных средств.

В Единую всероссийскую спортивную классификацию включено около 20 профессионально-прикладных видов спорта.

Актуальность рассматриваемых в работе вопросов состоит в том, что они направлены на решение проблемы подготовки спортсменов разного уровня к соревнованиям, построение системы подготовки, обеспечивающей гармоничное состояние тренировочных процессов, направленных на развитие совокупности качеств, необходимых для улучшения результатов на соревнованиях.

Современные литературные данные, опыт передовой практики свидетельствуют, что одним из важных и перспективных методов управления тренировочным процессом следует считать метод моделирования, который по определению В. Н. Платонова [6] является одним из важнейших путей научного познания. Управление тренировочным процессом в пожарно-прикладном спорте на основе моделирования является пока малоизученной проблемой. Анализ доступной научной и методической литературы позволяет заключить, что проведен ряд исследований, касающихся разработки стандартных тренировочных заданий для совершенствования тренировочного процесса в различных видах спорта [2,3,6]. Однако работ, касающихся разработки стандартных тренировочных заданий на основе моделирования и исследования, различных по объемам нагрузок у спортсменов высокой квалификации, занимающихся пожарно-прикладным спортом, мы не обнаружили.

Анализ специальной литературы свидетельствует об отсутствии прямого научного обоснования названных вопросов в контексте современных задач рационального построения подготовки спортсменов высокого класса, занимающихся пожарно-прикладным спортом, что определяет актуальность избранного направления настоящего исследования.

Опыт практической работы, литературные данные дают основание говорить, что экспериментальные исследования совершенствования тренировочного процесса в пожарно-прикладном спорте могут быть рационализированы на основе ряда гипотетических положений и научно-экспериментальной проверки. Главное выявить и разработать: 1) модельные характеристики предсоревновательной деятельности и физической подготовленности спортсменов; 2) разработать тренировочные задания для построения учебно-тренировочных занятий.

Величину тренировочной нагрузки В. И. Платонов [6] характеризует и ранжирует в тренировочных занятиях на четыре условные группы: 1) большие; 2)значительные; 3) средние; 4) малые (подробно о нагрузках смотреть в первом разделе).

При этом нужно учитывать, что специфичность влияния физических нагрузок и степень развития адаптации организма к тренировочным нагрузкам обусловлена характером и объемом физических упражнений [6].

К показателям характеризующим степень активности функциональных систем в процессе физической нагрузки относятся — время двигательной реакции, данные о частоте сокращения сердца, частоте дыхания. Величина нагрузки, помимо указанных показателей может быть охарактеризована восстановлением работоспособности, быстротой и подвижностью нервных процессов и др.

М. Я. Набатникова [5] ранжирует величину физической нагрузки на пять групп, причем автор оценивает величину нагрузки на организм занимающихся по ЧСС.

Так: первая группа — низкая (ЧСС до 130 уд/мин); вторая — средняя (ЧСС 130–154 уд/мин); третья — большая (ЧСС 155–172 уд/мин); четвертая — высокая (ЧСС 173–187 уд/мин); пятая — максимальная (ЧСС 188 уд/мин и выше).

В работе я использовал методику, предложенную М. Я. Набатниковой [22].

Тренировочные задания условно классифицировались на четыре группы (по В. Г. Алабину [1]):

1 — обучающие;

2 — развивающие;

3 — игровые;

4 — специальные (состоящие из средств специальной подготовки).

В тренировочном задании есть важное условие             педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена.

Из четырех предложенных B. Г. Алабиным [1] групп заданий мы использовали три: вторая — развивающие, третья — игровые и четвертая специальные. Поиск упражнений, их разработка проходили по различным схемам.

В первой группе показан поиск развивающих упражнений для проведения разминок и комплексов упражнений скоростно-силового характера для индивидуальных занятий, а также в тренировочном уроке.

Данная группа тренировочных заданий развивающей направленности была составлена на основе изучения литературных источников [3,5,7,8]. Основная направленность этих заданий — развитие физических качеств.

Во второй группе — игровые тренировочные задания были заимствованы из работ В. Г. Алабина [1]. Однако мы проверили экспериментально отобранные 6 игр (по ЧСС и количеству движений с помощью шагомера).

Отобранные игры отбирались с целью вариативного использования их в тренировочном процессе.

В третьей группе тренировочных заданий отбирались специальные средства, необходимые в пожарно-прикладном спорте. Здесь мы учитывали то, что 100-метровая полоса препятствий и штурмовая полоса содержат элементы бега. Поэтому для построения тренировочных заданий, направленных на повышение скоростных возможностей спортсменов, был избран бег. Нами были отобраны беговые отрезки от 30 до 200 м. Скорость пробегания задавалась от 80 до 100 %. Паузами отдыха достаточными для устранения сдвигов тренировочной нагрузки была выбрана частота сердечных сокращений в процессе работы и отдыха.

Отбирая и обосновывая каждое тренировочное задание, мы учитывали: а) возраст занимающихся; б) их подготовленность; в) направленность применяемых средств; г) методы выполнения упражнений; д) интервалы отдыха; е) трудность упражнений; ж) эмоциональность воздействия упражнений; з) общее время, затраченное на выполнение всего задания.

Исследование различных заданий спортсменов в пожарном спорте осуществлялось с учетом данных контроля ЧСС и количества движений, фиксируемых шагомером.

В работе учитывались средние групповые, максимальные и минимальные граничные показатели ЧСС.

Оценка функционального состояния и физиологической адаптации испытуемых осуществлялась исследованием динамики изменения ЧСС. Измерения количества движений шагомером были дополнительными данными, характеризующими объем проделанной работы.

На основе колебаний ЧСС изучали степень физиологического возмущения сердечнососудистой системы под воздействием нагрузок различной направленности. Исследования проводили со спортсменами высокой квалификации занимающихся пожарно-прикладным спортом. По ЧСС учитывались их показатели:

1)      пульсовая стоимость работы /ПСР/, как показатель объема;

2)      максимальная частота / макс. ЧСС/, как показатель интенсивности;

3)      средняя частота ЧСС /Х/;

4)      пульсовая стоимость определялась: а) перед разминкой; б) после разминки; в) в конце работы; г) в процессе трехминутного восстановления (после каждой минуты).

Результаты педагогического эксперимента по обоснованию комплексов тренировочных заданий развивающей направленности проведены в различных видах спорта В.Т Алабиным и В. В. Соловцовым в легкоатлетическом спорте; А. А. Балаем в морском многоборье; Авторы указанных работ подтвердили гипотезу о том, что многоборную подготовку целесообразнее осуществлять по унифицированным программам на основе применения специально разработанных тренировочных заданий с преимущественной направленностью на воспитание физических качеств и специальных заданий, состоящих из средств избранного вида спорта.

Авторами [1,3] экспериментально подтверждена эффективность нового подхода в различных видах спорта к разработке тренировочных заданий трех групп направленности: 1) развивающих; 2) игровых; 3) специальных (избранного вида спорта).

В экспериментах авторам этих работ понадобилось просмотреть и оценить для включения в блоки заданий более 1000 упражнений. Далее авторы значительно сузили круг упражнений.

Мы выбрали из 288 упражнений необходимые для эксперимента и практики.

По результатам отобранного комплекса были разработаны тренировочные задания.

Тренировочные задания (в виде комплексов):

I. Комплексы упражнений для проведения разминки

Комплекс 1

Лёгкий бег 15–20 мин.

Общее развивающие упражнения 15–20 мин.

1.      В ходьбе на каждый шаг — круговое движение рук вперед и назад — 6 раз.

2.      Ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая — внизу. Два рывка с последующей сменой рук. Движения начинать плавно с постепенным увеличением амплитуды — 6 раз.

3.      Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Два рывка перед грудью согнутыми руками и два рывка прямыми. Во время рывков локти и плечи на одном уровне, при рывках прямыми руками ладони развернуты кверху — 10 раз.

4.      Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинистые наклоны туловища к ногам, сериями из двух повторений к каждой ноге — 5 раз.

5.      Ноги врозь, руки за головой. Перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо, локти отведены до отказа назад — 8 раз.

6.      Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс. Выполнить наклоны вправо-влево. 12 раз.

7.      Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс — круговые вращения туловищем. 8 раз влево, 8 раз вправо.

8.      Поставить ноги на ширине плеч, руки за голову — круговые движения тазом. 8 раз влево, 8 раз вправо.

9.      Поставить ноги вместе, руки на коленях — круговые вращения коленями. 8 раз влево, 8 раз вправо.

10.  Поставить ноги вместе — наклон вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.

11.  Поставить ноги на двойную ширину плеч — наклоны вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.

12.  Выпад в сторону. Переместить вес тела на правую ногу, левую вытянуть, затем поменять положение ног. 12 раз.

13.  Выполнить выпад в левую сторону — переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, разворачивая туловище вправо на 90 градусов, переместить вес тела на правую ногу, левую выпрямить, перейти в положение выпад вперед. 8 раз влево, 8 раз вправо.

14.  Встать на колени, колени развести как можно шире, стопы развести в сторону. Выполнить 12 приседаний, касаясь ягодицами пола.

15.  Сесть на пол, соединить ноги вместе и выполнить 12 пружинистых наклонов вперед.

16.  Сесть на пол, левую ногу вытянуть, правую ногу согнуть и отвести назад, выполнить наклон вперед. Сделать 12 пружинистых наклонов и поменять ноги.

17.  Поставить ноги вместе, выполнить наклон вперед. Задержаться в этом положении 30 сек.

Комплекс 2

1.    Выпрыгивание вверх на стопе с продвижением вперёд 2 серии по 50 м;

2.    Захлёстывание голени 2 серии по 50 м;

3.    Высокое поднимание бёдер 2 серии по 50 м;

4.    Прыжки в шаге 2 серии по 50 м;

5.    Приставные шаги 2 серии по 50 м;

6.    Семенящий бег 2 серии по 50 м;

7.    Ускорение на 70 % 2 серии по 60 м;

I I. Комплексы упражнений для развития быстроты

Комплекс 3

1.    Стойка перед барьерами: Поочередное перешагивание через барьер левой и правой ногой 3 подхода по 10 барьеров;

2.    Стойка с боку барьеров: переносить ноги через барьер поочерёдно, левую и правую, с маленьким подскоком в сторону 3 подхода по 10 барьеров;

3.    Стойка перед барьерами боком: переносить ноги через барьер поочерёдно, левую и правую согнутыми в коленях (упражнение выполняется вперёд 10 барьеров и назад 10 барьеров) 3 подхода;

4.    Стойка перед барьерами: прыжки через барьеры 3 подхода по 10 барьеров;

5.    Стойка перед барьерами: переходить через один барьер, потом возвращается поочередно каждой ногой назад, вновь переступает вперед и переходит на следующий барьер 2 подхода по 10 барьеров;

Комплекс 4

1.    Стойка ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом. Движения руками как при беге. Teмп быстрый — 3 подхода по 10 сек.;

2.    «Семенящий» бег. Темп быстрый — 3 подхода по 30 м.;

3.    Бег на месте с активной постановкой ног на переднюю часть стопы. Темп медленный, средний, быстрый — 3 подхода по 10 сек.;

4.    Бег с высоким подниманием бедра, темп быстрый 2 подхода по 30 м.

Комплекс 5

1.    Ускорение с «баллоном» 3 подхода по 80 м;

2.    Челночный бег 4х30 3 подхода;

3.    Ускорение на 90 % 100 м. 2 раза;

I I I. Комплексы упражнений для проведения заминки.

Комплекс 6

1.    Медленный бег 8–10 мин.;

2.    Положение, сидя на коленях, немного прогнуться назад и опереться руками. Пальцы ног должны быть направлены в сторону рук. Держать растяжку 20–30 секунд.

3.    Положение, сидя на одном колене, поставить ступню другой ноги так, чтобы пальцы оказались рядом или параллельно колену ноги, на которой вы сидите. Оторвите пятку выставленной ноги на 1–2 см от пола. Затем опускайте ее к полу, налегая на бедро (чуть выше колена) грудью и плечом. Держите растяжку 5–10 секунд.

4.    Положение, сидя на полу, стопы сведены вместе, подошвы смотрят друг на друга. Обхватить ладонями соединенные подошвы стоп. Плавно наклоняться вперед. Оставаться в положении легкой растяжки 30–45 секунд.

5.    Растяжка ахилового сухожилия: Положение, сидя на полу, правая нога выпрямлена, левая согнута в колене. Подошва левой ступни должна слегка касаться внутренней поверхности правого бедра. Медленно наклоняться к ступне вытянутой ноги. Удерживайте положение 30–45 секунд

6.    Растяжка в выпаде: Выдвинуть одну ногу вперед так, чтобы колено оказалось прямо над голеностопным суставом. Колено другой ноги должно быть прижато к полу. Не меняя положения колена на полу и колена выдвинутой вперед ноги, опускать таз вниз, чтобы создать легкое растяжение. Держите 15–20 секунд.

Спортсмены, тренировавшиеся, на протяжении месяца по разработанной нами системе тренировок на соревнованиях показали более высокие и стабильные результаты, чем спортсмены, тренировавшиеся по обычной системе Полученные результаты указывают на то, что использование предложенной системы способствует улучшению скоростных качеств, улучшению физической работоспособности, что качественно влияет на конечный результат при выполнении упражнений на соревнованиях.

Предлагаемые изменения в порядок подготовки спортсменов к соревнованиям позволят повысить профессиональное мастерство и физическую подготовленность спортсменов, что приведет к повышению их спортивных результатов.

 

Литература:

 

1.       Алабин ВТ. 2000 упражнений для легкоатлетов: Учебное пособие для физкультурных учебных заведений. — Москва, 1996. — 497 с.

2.       Алексеев Г. А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменение показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции — М., 1981.- 124 с.

3.       Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1972. -312 с.

4.       Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

5.       Набатникова М.Я Проблема совершенствования специальной выносливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: Физкультура и спорт — М., 1973. — 462 с.

6.       Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

7.       Платонов В. Н., Булатова М. М. Силовая подготовка спортсмена

8.       Сахновский К. П. Подготовка спортивного резерва. — К.: Здоровья, 1990. — 152 с.

9.       Юшкевич т. п. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера: — М., 1991. — 311 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): нога, ширина плеч, пожарно-прикладной спорт, барьер, задание, правая нога, раз, тренировочный процесс, колено, Комплекс упражнений.

Похожие статьи

Цели и задачи применения акробатических упражнений в физической подготовке курсантов

Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Исследование методов, обеспечивающих снижение пожарной опасности, и разработка мер противопожарной защиты нефтеперерабатывающего оборудования

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Похожие статьи

Цели и задачи применения акробатических упражнений в физической подготовке курсантов

Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Исследование методов, обеспечивающих снижение пожарной опасности, и разработка мер противопожарной защиты нефтеперерабатывающего оборудования

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах