Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания
Автор: Трофимова Елена Дмитриевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 6751 раз
Библиографическое описание:
Трофимова, Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания / Е. Д. Трофимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 98-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6507/ (дата обращения: 15.11.2024).
План
1. Актуальность
2. Задачи
3. Теоретико-практические основы опыта
4. Распространение опыта и перспективы использования опыта в массовой практике.
1. Актуальность работы
Успешное усвоение знаний по истории и обществознанию невозможно без мыслительной деятельности. Анализируя учебную деятельность на уроке, результаты экзаменов, обсуждая с коллегами вопрос об уровне мышления учащихся, приходишь к выводу: она отстает от требований времени. А понятие — основа мыслительной деятельности. История — наука, система знаний, и, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями. Сформированность понятийного аппарата дает возможность видеть закономерности исторического процесса, — это такой интеллектуальный навык, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно. Невозможно также сформировать правовую и политическую культуру человека, что препятствует созданию гражданского общества в стране, сформировать исторически ориентированную, способную самоидентифицироваться личность, способную непрерывно учиться и самостоятельно добывать знания. В современном мире границы человеческого знания расширяются, происходит быстрый рост информации, следовательно, расширяется понятийный аппарат, понятия усложняются, появляются новые. Нужно быть готовыми понимать суть новых понятий или раскрывать новые грани, оттенки старых понятий.
Только осознанное усвоение знаний создаст условия и возможность знать историю, ибо этот процесс основан на понятийном мышлении. Без знания понятий, а значит, без знания сути, без возможности высказывать суждения, делать выводы, выучить историю невозможно, невозможно интенсивно развиваться ни психологически, ни идеологически. Универсальные учебные действия также формируются в процессе работы над понятийным аппаратом. Федеральный государственный стандарт образования, историко-культурный стандарт (проект), форма рабочих программ уделяет особое внимание изучению понятий. В каждой рабочей программе есть отдельная графа, куда выносятся понятия данной темы для обязательного усвоения. Это тот минимум знаний, который учащиеся должны обязательно иметь. Учебные действия школьниками должны осваиваться с младшей школы, фрагментарно УУД формировать нельзя. Но в своей педагогической практике сталкиваешься с проблемой неудовлетворительного владения учениками техникой чтения, многие учащиеся имеют очень ограниченный словарный запас, в основном это бытовой уровень, не сформированы навыки смыслового чтения, а это приводит к тому, что процесс мышления заторможен. А так как дети не понимают отдельных слов, значит, не понимают и текста в целом и, следовательно, не могут запомнить и воспроизвести, проанализировать информацию. «Терминологическая неграмотность» приводит к тому, что ученик не понимает предмет и теряет к нему интерес. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации труда по освоению понятийного аппарата — доминирующая причина неуспеваемости учащихся. Исследования психологов выявили, что более 50 % школьников получают текущие «2» не из-за лени и природных задатков, а именно из-за слабого владения умениями учиться, прежде всего, слабыми навыками работы с фундаментом знаний — с понятиями. И работа это должна вестись обязательно системно, понятийный аппарат должен располагаться в определенной последовательности, расширяясь и усложняясь. Бытует мнение, что развитие речи — это прерогатива учителей — словесников, но всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий, а, следовательно, расширение словарного запаса учащихся, включение новых слов в речь, в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Учитель всегда должен помнить о необходимости развивать общеучебные умения, в том числе, и в первую очередь, работать с понятиями. Многие понятия очень сложны для понимания и запоминания. Например, понятие «культура» имеет более 500 определений, но его можно научиться определять, можно выделить один существенный признак — «творить, делать, возделывать». Актуальность моей работы еще и в том, что в заданиях итоговой аттестации (ЕГЭ) требуются знания понятий по различным темам, а также умение применять их при формулировании суждений, при составлении предложений, при выделении признаков понятий, при написании эссе. Работу над понятиями также можно рассматривать и с точки зрения самоценности учебы и знаний как источника удовлетворения и удовольствия.
Таким образом, особую актуальность в изучении предмета «история» приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления- мышления, которое лежит в основе всех других видов мышлений. Познавательный интерес — это главная потребность ребенка, ее надо поддерживать, развивать и использовать для работы с понятиями. Надо обязательно научиться использовать и другие побудительные мотивы — чувство тревоги и ответственности перед будущим у старшеклассников, вызовы времени, необходимость иметь знания и уметь ими воспользоваться в определенных обстоятельствах. Многие имеют представление, что такое терроризм, но мало кто знает, как действовать в подобных ситуациях. Значит, изучение понятий часто имеет и практическое значение.
Обсудив с учащимися вопрос о выработке новых подходов к формированию понятийного аппарата учащихся, мы пришли к выводу, что, если не сформирована внутренняя потребность, убежденность, что мне это надо, что «незнание — это гибель», что «развитие — это смысл жизни», то ничего не получится. Человек должен осознанно подходить к процессу усвоения, добиваться продуктивного результата, уметь применять знания, чтобы ориентироваться в современных исторических событиях в мире, чтобы быть успешным, наконец.
Итак, формирование мотивации — важнейший этап в учебной деятельности. А мотивация, в первую очередь, возникает, когда есть интерес, когда развиваешь у детей познавательный интерес и постоянно поддерживаешь его. Неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации «новизны», проблемной ситуации, интриги, а главное создание ситуации успеха — вот главные мотивационные рычаги для успешного овладения знаниями и в первую очередь понятийным аппаратом.
2. Задачи
Моя работа по обобщению опыта ставит следующие задачи:
- осознать важность формирования понятийного аппарата для развития мыслительной деятельности, без которой невозможен процесс качественного усвоения исторических и обществоведческих знаний и переход к новым стандартам образования;
- напомнить себе и коллегам, что только системный подход в работе с понятиями даст положительный эффект;
- поделиться с коллегами опытом, дать возможность им извлечь из моего опыта рациональное зерно, идею, найти единомышленников;
- помочь понять необходимость формирования мотивационной основы учащихся и создания условий для осознанного усвоения специальной исторической терминологии;
- помочь освоить систему методических приемов обучения с целью формирования понятийного аппарата, при этом научиться использовать все виды памяти;
- прийти к пониманию, что формировать понятийные знания надо на научном уровне, избегать «скатывания» на бытовой уровень, знать, что объяснять понятия надо опираясь на единую терминологическую базу, помочь овладеть алгоритмом формирования понятий;
- знать, что для эффективного усвоения понятий необходимо тренировать навыки смыслового чтения;
- обратить внимание на новые учебники истории на основе ФГОС, где на работу с понятиями делается акцент: выделение признаков понятия, описание по рисунку, вопросы на сравнение понятий и т. д.;
- помочь освоить новые подходы и новые формы работы по формированию понятий;
- научиться использовать творческий подход самих учащихся к изучению понятий;
- и учитывать в педагогической деятельности то, что понятийный аппарат постоянно расширяется и усложняется.
1. Теоретико — практические основы опыта
Опыт по выработке новых подходов к формированию у учащихся понятийного аппарата функционирует и развивается на базе МКОУ СОШ № 2 г. Палласовки Волгоградской области. Обобщение опыта осуществляется на протяжении нескольких лет. Обобщение опыта происходит на основе изучения методической литературы, собственного опыта, знаний, полученных на курсах повышения квалификации, и изучения творческих предложений самих учащихся.
Понятие — это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Используя понятие, ученик высказывает суждения и делает умозаключения. Понятие — суждения — умозаключение — так совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом. Понятие — это ядро, базисная единица вокруг которого формируются научные знания. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в определенной связи с остальными. Поэтому одно из главных условий формирования мышления — это системность обучения, т. е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Понятийный аппарат школьного курса многомерен и сложен. Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно емкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов.
Один из вариантов запоминания, а затем и воспроизведения — создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Усвоение понятий должно носить личностный смысл, для того, чтобы ученик научился правильно, кратко, но по существу, выражать свои мысли, составить речь, обращение, он должен осознанно использовать понятия и термины. Ученик должен владеть навыками работы с понятиями, которые будут применимы и для другого предмета.
Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности. Эффективное развитие исторических знаний возможно только при выполнении главного методологического правила — объем изучаемого материала при изучении понятий должен увеличиваться постепенно. Развитие понятий проходит несколько этапов: раскрытие основной сути понятия; определение существенных признаков понятий; включение в содержание понятия новых элементов; умение установить место понятия в общей системе знаний. Для этого должна быть отработана следующая система:
1. Вводишь термины на уроке в процессе объяснения нового материала, делаешь акцент, обращаешь внимание на понятие, на его этимологию или перевод слова, на его правописание, просишь привести ассоциации, но лучше использовать деятельностный подход — ученики сами ищут определяющие существенные признаки, сами выстраивают их в логический ряд в удобной для запоминания форме. Сравниваем с другими понятиями, выделяем общее и отличия.
2. При этом в конспекте должна быть обязательно сделана запись. Надо помнить, что с первого урока, без неоднократного повторения запомнить понятие среднему ученику сложно. Поэтому отработка понятий должна осуществляться в соответствии с учебным планом, на каждом уроке использовать возможность повторить понятия, использовать дидактический материал — карточки, лото, словарь терминов, конспекты, таблицы, задания на составление словосочетаний, предложений с этим понятием. Обязательно приводить примеры.
3. Этап контроля, даешь словарный диктант, диктант с ошибками, ставишь задачу — найти лишнее или дописать, вставить пропущенное, составить или решить кроссворды, ребусы. Можно использовать прием самоконтроля или взаимоконтроля, фронтальный опрос, а также творческое применение понятий — написание эссе с использованием понятий и терминов.
Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее: ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры, может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания, как в привычной ситуации, так и в новых условиях. Главное в процессе формирования понятийного аппарата — это постановка и решение учебной задачи, открытие новых способов действий, установление мотивации, важность знания понятий как основы логического продуктивного мышления. Создание ситуации незнания, заманивания в учебную задачу. Старый способ работы с понятиями по словарю в современных условиях малопродуктивен. В словарях часто встречаются разные подходы к определениям, называются разные признаки, в социальных сетях (для детей значимо) — представлены часто определения понятий, связанные с отношением автора к этому понятию.
Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применить более продуктивный способ запоминания, в основе его лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе и знать алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова; определение, частью какого более широкого понятия оно является; какие существенные признаки можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий; поставить признаки в логически удобной для запоминания позиции; работа в группах по закреплению алгоритма работы над понятием, помощь более сильных учеников слабым; индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий.
Итак, владеть понятием — это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. И главное — уметь применять его в учебном познании.
При формировании понятийного аппарата у школьников учитель должен задействовать все виды памяти — зрительную (видеть); слуховую (но не просто слушать, а воспринимать речь учителя); осязательную (прикасаться), двигательную (записывать). Особенное значение приобретает эмоциональная память (переживания), я считаю это очень важным, особенно при рассмотрении проблемной задачи. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя. Сначала ученик знакомится с историческим явлением, выделяет существенный признак (полюдье — «по людям»; повоз — «везти»). Затем выделяются отличительные признаки явления или идет поиск общего признака (дань). Например, «урок» как занятие, для него характерно точное время и «урок» как точная мера дани. Понятие политический режим» как методы и средства влияния государства на общество. Методы и средства разные, значит разные режимы.
Важным элементом процесса понимания и осознанного усвоения понятий является обращение к этимологии происхождения слова. Например, крепостное право от слова «крепость» — документ, закрепляющий право владения или депутат переводится как «посланный». Обязателен перевод слова, перевод термина сразу многое объясняет, например — пролетариат, консерватизм. Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что отразилось в частях слов, в приставках (де -,-а,-анти, -интер -, ре -, би -…), корнях (кратия-, фило-, фобия-,…) или переводе всего слова. Обязательно надо работать с составляющими частями сложных слов. Например: славянофильство, партократия, русофобия, биполярный мир.
Пути формирования понятий могут использоваться как индуктивный (от изучения фактов, формирования понятий, выделения существенных признаков, определение понятий, применение понятий) или дедуктивный — обратный процесс, от применения до выделения существенных признаков. Но учитель должен обязательно заинтересовать, разбудить познавательный интерес, создать мотивационную базу, показать ситуацию «незнания» или создать «интригу», проблемную ситуацию.
Школьник обязательно должен визуально видеть понятия темы, используемые на уроке, учитель должен выписывать понятия на доске слева или справа, прикреплять магнитиками карточки с понятиями по ходу урока. Понятия должны усваиваться обязательно осознанно, выделять признаки понятий и раскрывать их смысл ученик должен совместно с учителем. Ученик может выстраивать в логической последовательности признаки понятий для лучшего запоминания, так как в учебнике часто понятия сформулированы достаточно сложным языком. Например, понятие «гражданское общество» в учебнике под редакцией Л. Н. Боголюбова за 9 класс можно упростить или перефразировать, чтобы лучше понять смысл и запомнить его. При изучении понятий обязательно записывать их в тетрадь (словарь), при этом работает моторная память, пишешь и осознанно проговариваешь. При этом надо не забывать научить детей правильно вести конспекты, оставлять поля для выделения понятий. Таким образом, важно, чтобы понятия конструировал сам ученик, умел представить понятия — ассоциации, умел бы вставить его в текст или извлечь лишнее понятие из ряда предложенных понятий, или смог бы составить с ним предложение, проанализировать и сравнить с другими понятиями.
В своей практике я использую такую форму закрепления понятий как «рыцарский турнир», кто больше назовет понятий, терминов на заданную тему. Можно использовать и принцип «лото», определенному термину найти соответствующее определение или наоборот определению — термин. На уроках можно использовать карточки с набором букв, задание будет заключаться в том, чтобы составить из данного набора букв понятие и дать ему определение. Использование графического диктанта по проверке понятий, когда ученики отвечают «да» либо «нет». Задание сгруппировать термины по определенной теме вызывает затруднения, но ученикам нравится такая форма работы. В начале урока для актуализации знаний можно проводить историческую зарядку — вспомнить, какими терминами можем оперировать по теме. Вопросы учитель должен задавать таким образом, чтобы акцентировать внимание на понятиях. Например: «объясни значение слов», «какие понятия вызвали трудности для понимания», «какие понятия предложены после параграфа», «какие понятия по теме вынесены в словарь в конце учебника». Для учащихся 5–6 класса задания для формирования понятийного аппарата могут звучать так «опиши по рисунку», «как выглядит?». Иногда понятия для понимания, а, следовательно, для запоминания, детям более доступны при объяснении товарищем по классу, тогда можно использовать работу в парах или группах. Ребенок может стесняться озвучить проблему непонимания на весь класс или другой ученик сможет объяснить ему более доступным языком, чем учитель.
Изучать понятия для лучшего понимания и запоминания учащиеся предлагают самым неожиданным способом. Класс, в котором собрались творческие натуры, часто придумывают театрализованные сценки, где в диалогах называют понятия и раскрывают их смысл. Например, тема «Отмена крепостного права», и звучит диалог крестьянина с мировым посредником, где речь идет об условиях освобождения, используются понятия «выкуп, временнообязанный, отрезки, ссуда, процент». Тема «Японское экономическое чудо», и звучит диалог работодателя с японским работником, в диалоге используются такие понятия, как «производительность труда, интенсификация, модернизация, рационализаторское предложение, корпоративная этика». И даже сочиняют рэп. Например, «манифест отмены — фикция свободы, без земли нет воли — настоящей воли, будем мы бороться, будем подниматься за свободный труд…». В этом классе есть практика изображать понятия визуально, рисуя их. А такие понятия как «тоталитарный», «демократический» режимы, были продемонстрированы музыкально. Ученик исполнил на кларнете два музыкальных этюда собственного сочинения, демонстрируя эмоциональное восприятие демократического и тоталитарного режимов. А «музыкальный критик» прокомментировал исполнение, раскрывая признаки понятия. Есть дети, которые не могут расстаться с телефоном даже на уроках, они у нас — «электронные приложения» — словари, могут быстро найти и проверить полноту определения или правильность написания термина или перевод понятия. Я стараюсь учитывать в своей практике форму ведущей деятельности возрастной группы, подросткам нравится соревноваться, поэтому использую работу в группах или по рядам или индивидуально, кто больше запишет понятий по теме, или кто быстрее решит кроссворд. Ученикам нравиться такая форма работы, когда я рассказываю притчу или просматриваем фильмы — зарисовки из интернета («Окно», «Поезд», «Любовь»), а это возможно при изучении тем, которые касаются вопросов нравственности, после просмотра определяем мораль притчи, используя понятия.
Один из моих любимых приемов работы с понятиями, который позволяет осознанно запоминать — это установление взаимосвязи между разными терминами, явлениями, процессами, составление своеобразной «матрешки». Например: выкупные платежи — реформа –либерализм. Или составить историческую цепочку — вспомнить все понятия по теме, поставив их в хронологической последовательности. Определить место понятия в исторической действительности (задание соотнести понятия, связанные с эпохой Н. Хрущева и Л. И. Брежнева). Установить последовательность терминов, например, связанных с экономической политикой большевиков: «кавалерийская атака на капитал», политика «военного коммунизма», нэп, индустриализация, коллективизация). Выстроить в хронологическом порядке понятия и термины, связанные с определенными событиями XX века или разложить понятия по определенным темам. Для этого могут быть использованы карточки с написанными на них понятиями. Интерес учащихся к такой форме работы повышается, так как возможна самопроверка, взаимопроверка по образцу и включение соревновательного момента.
Такие приемы, как кластер — «концентрация, гроздь» и синквейн — «пятистрочное нерифмованное стихотворение», у всех на слуху, но я редко пользовалась ними, на уроке не хватало времени. Хотя такой графический способ организации материала при переходе от знаниевого к деятельностному содержанию образования, когда у детей будет выработан общеучебный навык составления этих форм, обязательно надо использовать. Ученики при этом смогут увидеть понятие не в одной плоскости, а более объемное (в 3D, как мы говорим) и, что совсем немаловажно, расширяется словарный запас ребенка, так как из возможных многих слов, надо выбрать наиболее емкое по смыслу. При составлении кластеров надо постепенно переходить от менее сложных к более сложным. Пример составления кластера на обобщающем уроке по теме в 9 классе «Политика и власть». Центр кластера — ключевое понятие, здесь может быть «государство», от него отходят лучи — крупные смысловые единицы, от лучей — «гроздья» — термины. Можно установить зависимость между ними. Это дает возможность осмыслить, структурировать тему, выделить главные направления исследования учебной проблемы, сосредоточиться на существенном. Итак, ключевое понятие — государство. От него — лучи и «гроздья»: признаки государства: территория, публичная власть, суверенитет, законодательная система, налоговая система; формы правления: монархия (абсолютная, конституционная), республика (президентская, парламентская, смешанная); формы административно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное; политические режимы: демократический, недемократические (тоталитарный, авторитарный).
Позволю себе напомнить технологию написания синквейна:
1 строка — одно слово-существительное, понятие. 2 строка — два прилагательных, описание первого слова, понятия. 3 строка — три глагола, описание действия в рамках темы. 4 строка — мысль, показывающая отношение автора к теме, ключевая фраза; 5 строка — ассоциация к первой строке, расширяющее или обобщающее смысл темы, понятия.
Например, синквейн понятия «правовое государство», составленное учащимися 9 класса
«Правовое государство»: справедливое, гуманное; защищает, создает, подчиняется; ветви власти разделены и контролируемы; народное.
«Средневековье»: религиозное, противоречивое; воевало, молилось, создавало; «темные века» или Возрождение; феодализм.
Использование такого приема как составление синквейна дает возможность создать в начале урока интригу, мотивационную ситуацию. Привести японское четверостишье — хокку и сказать, что через 40 минут мы тоже станем поэтами. Чтобы быстро освоить технологию написания синквейна надо предложить написать его на простое слово, например, цветок, собака. В старших классах закрепить технологию написание синквейна можно, используя понятия «дружба» или «любовь». Любовь — сказочная, фантастическая; приходит, окрыляет, улетучивается; удержать могут немногие; мечта.
Составление синквейна способствует расширению познавательной деятельности, учит ставить задачи и делать выбор, развивает аналитические способности ребенка, учит обобщать, систематизировать, да и имеет личностное значение, так как в синквейне должно быть выражено отношение ученика к изучаемому понятию или термину. Это превосходный способ контроля, расширения словарного запаса. Без прочтения информации в учебнике не составишь синквейна, так как он содержит квинтэссенцию материала, при том пропущенное через ваше эмоциональное восприятие, а это способствует лучшему запоминанию.
Еще одна форма работы с понятиям, вызывающая интерес у старшеклассников, — это подбор примеров, аргументов, цитат к понятиям. Тем более, что ученик должен не путать академическое определение понятия с отношением автора, выраженное через формулировку понятия, что часто встречается, например, в социальных сетях дети часто сталкиваются с интерпретацией понятия, например, «демократия — это иллюзия…». Возможна работа над понятийным аппаратом с использованием проектной технологии, например, проект «Понятия и изречения в римском праве». Но, так или иначе, при изучении понятийного аппарата, надо совершать практические действия: проговаривать про себя или вслух, видеть изображения, моделировать образы, самостоятельно выделять признаки, находить место понятия в историческом процесс, устанавливать с помощью понятий причинно-следственные связи.
В старших классах трудна работа с философскими, экономическими, политическими понятиями, связанными со сложными процессами — коммунизм, демократия, фашизм, национализм т. п. Мы стремимся к доступности и простоте, часто применяем описательный, упрощенный характер объяснения понятий. Казалось бы, проще простого дать определение понятию «патриотизм». Но некоторые ученики приходят с вопросами (некоторые ведь и читают, и родители их читают, и иногда через ребенка происходит заочный диалог с его родителями). Прочитав интервью с Николаем Сванидзе, профессором, историком, автором цикла передач «Исторические хроники», политическим обозревателем ВГТРК, в газете «Собеседник» (№ 34/2014 год) «Я стыжусь за свою страну. Поэтому я — патриот», ученик задает вопрос мне: «Могу ли я называться патриотом, если мне иногда бывает стыдно за свою страну, ведь мое представление о патриотизме — это любовь и гордость за нее». Человек, который любит свою родину, не славит ее постоянно. Он заботится о ней, он стыдится, если она дает повод для этого, он делает что-то, чтобы это исправить. Патриотизм — это ответственность, патриотизм — это не только подвиг, в привычном понимании этого слова, — делаем вывод мы вместе с учеником и ищем аргументы проявления патриотизма в современной повседневной жизни. Так расширяется понятие «патриотизм» в совместной работе с учениками. И ученик с интересом начинает работать над проектом, начав с того, что провел опрос среди учащихся школы, учителей, жителей микрорайона, работников администрации поселка, что в их представлении есть патриотизм.
То, что мы говорим на уроках, часто не совпадает с тем, что ученики потом прочитают или увидят. Вот, например, как реагировать на высказывание Толстого о патриотизме, которое приносят дети из социальных сетей: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от всего человеческого достоинства». Или «патриотизм — прибежище негодяев»..? Но отвечать на вопросы и объяснять учитель просто обязан, потому что смысл, который ученик вложит в понятие, влияет на формирование его мировоззрения. Во — первых, надо обязательно устанавливать авторство высказывания, и это действительно отрывок из работы Л. Н. Толстого «О патриотизме». Во — вторых, надо определить и учитывать историческое время написания статьи, а это 1900 год. Надо учить детей не вырывать из текста какие-то строки, а обращаться к тексту в целом. Предоставляю возможность ученикам прочитать статью и дальше: «Патриотизм в наше время есть чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество…». В это время идет война, англо-бурская война и Л. Толстой приводит в пример английский патриотизм, ненастоящий, как чувство предпочтения своего народа и государства. Но дальше Л. Н. Толстой пишет, что есть настоящий патриотизм как желание блага всем народам «настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких которые бы не нарушали благ других…»
Но как установить взаимосвязь между понятиями национализм и фашизм, ссылаясь на высказывание Солженицына А. И. о том, что «словом «фашизм» у нас кидаются безответственно как удобным бранным словом, чтобы не дать стать русскому самосознанию» (интервью А. Солженицына газете Московские новости от 28.04.2006г). Давая определение понятию фашизм, у нас часто возникает ассоциация, образ Великой Отечественной войны и возникает поверхностное представление, что фашизм — это идеология, направленная в первую очередь на возвеличивание одной нации и порабощение другой. Но, если глубже раскрыть это понятие, то фашизм — это тоталитаризм в первую очередь, а строили фашистское государство, действительно, используя идею национал-социализма. Но почему мы умалчиваем о тоталитаризме? Чтобы не ассоциировать фашизм и сталинизм. Но сегодня уже другое время. Или понятие «демократия». Даем академическое определение понятия, а старшеклассник приходит на урок с высказыванием Муссолини, что «демократия — правительство, которое дает или пытается дать народу иллюзию того, что он является господином». Да еще и аргументирует. Или, обращаясь к произведению Оруэлла «1984г», ученик доказывает, что власть это в первую очередь цель, а не средство, с помощью которого возможно достижение какой-то цели. И называет себя при этом экстремистом, объясняя, что «во время всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм» (Оруэлл). Некоторые понятия претерпевают трансформацию и наполняются новыми признаками, например, «холодная война».
Надо учителю быть готовым к таким вызовам времени, не раздражаться, не отмахиваться от сложных вопросов, а вместе с учащимися искать ответы на вопросы такого рода. Для более глубокой проработки мировоззренческих понятий, я использую такой прием. В классе на стенде есть постоянная рубрика «Понятие недели». Каждую неделю вывешивается лист бумаги форматом А4 с написанным на нем понятием и его академическим определением. Это так называемое «понятие недели». Ученики в течение недели могут видеть его, записывать на листке ассоциации, аргументы, примеры, цитаты, вопросы. Могут участвовать не только 10–11 классы, например, когда понятием недели был «патриотизм», а в 8 классе изучалась тема Выступление декабристов, то восьмиклассники внесли свою лепту, написали «декабристы как патриоты, интересы Отечества превыше личных». После изучения темы Участие граждан в политической жизни в 9 классе, на листке, где понятием недели была «демократия» появилась надпись «депутат» в переводе — посланный, «кандидат» — чистый. Через неделю все заметки обсуждаются, обобщаются. Таким образом, понятие усваивается более объемно, и идет подготовка к написанию исторического или обществоведческого эссе. Вот такой «мозговой штурм», помощь для более глубокого понимания, для подготовки к написанию эссе по обществознанию, помощь и учителю.
Работать с терминологией необходимо еще и потому, что тестовые задания на знание понятий год от года усложняются. Например: кроме заданий выбери правильный ответ, все больше заданий найти соответствие, обобщить группу понятий, найти общее. Надо знать и анализировать большое количество признаков, составляющее понятие. Например, отметьте характерные черты фашизма: а) национализм, переходящий в шовинизм; б) отрицание демократических ценностей; в) уважение либеральных ценностей; г) антикоммунизм д) уважение своих «исконных национальных святынь»; е) преклонение перед сильным государством; ж) признание насилия неотъемлемым способом борьбы; з) миролюбивая внешняя политика. Ответы:(а, б, г, ж) Задание: отметьте наиболее точное определение термина «странная война», или: отметьте основные положения плана «Барбаросса» и плана «Ост».
Всегда начинаю урок с обращения к ученикам, «какие вопросы?», задавать вопросы можно как по изучаемой теме, так и на любую тему, при этом при ответе на вопрос всегда свяжу с изучаемой темой. Учащиеся часто задают вопросы, связанные с понятиями. Но если ученик использует понятия в своем ответе, не зная его значения, а в начале урока не уточнив у учителя, оценка будет снижена. Предлагаю ученикам еще один прием для запоминания понятий — написать понятия на карточках, выделив наиболее существенные признаки, носить с собой в кармане вместо фишек, заглядывать в них время от времени. Когда накопится достаточное количество, можно классифицировать их по темам, можно использовать для просвещения родителей или совместной работы с родителями, например, привести пример, найти ассоциацию к понятию. Учащимся нравится, и они самостоятельно могут организовать аукцион знаний на уроке, в том числе и на знание понятий и терминов. Тому, кто первый отвечает, дают карточку. Кто больше соберёт карточек, тот победитель. Если понятие не раскрыто, то через пару человек еще раз задается вопрос. Интересная форма изучения понятий использование пантомимы, когда дети показывают значение понятий, а другие угадывают, что это за понятие и стараются дать определения. Например, показать интенсивный и экстенсивный способ производства с использованием пантомимы очень интересно получается. Прием «контраргумент» развивает воображение учащихся, учит мыслить ассоциативно. Например, ученик описывает понятие, постепенно называя его признаки, другие доказывают, что по этим признакам можно представить другое понятие. Например: уния, унитарное, союз, договор. Для определения понятий самими учащимися можно использовать карикатуры. Например, изучая тему Реформация, ученик изобразил карикатурно все способы обогащения церкви. Использую и картины к урокам истории. Например, в теме Раннефеодальное государство в Древней Руси рассматриваем картину и определяем характерные признаки феодализма.
Так как в вопросах ЕГЭ встречаются задания: дополни схему, вставь пропущенное понятие, часто работаем над конструированием схем, стараюсь в старших классах усложнить эту работу. Например, понятие «рыночная экономика» связываем с понятиями, выражающие проблемы, которые возникают при этом типе экономики — (неравномерность, монополизм, неравенство, кризисы, безработица…). Объясняем каждое понятие; затем выделяем одну из проблем, например, безработица, и продолжаем работать с этим понятием, называя виды безработицы (циклическая, фрикционная, структурная) и работаем с этими понятиями. Затем называем следующую проблему и работаем по образцу. Проблемно — поисковое изучение понятий вызывает у учащихся особый интерес. Ученики сами дают определение, называют признаки, а затем сравнивают со словарем, понимают, что ими не было учтено. Этот прием можно использовать при изучении объемных сложных определений. Например, понятие «смута», обычно учащиеся забывают о выступлении Болотникова, по сути, о гражданской войне.
Считаю, что прием использования художественных произведений для лучшего осознания и запоминания через художественные образы, очень важен, и я пользуюсь им все чаще в своей практике. Для этого в кабинете истории должны быть хрестоматии по истории, книги для чтения по истории, пособие История России в произведениях русских поэтов, составитель Стыденко, Волгоград, 2008г. Например, изучая понятие НЭП, зачитываю строки Д. Бедного: «кто говорит: передышка, Кто говорит: карачун. Кто говорит: старой жизни отрыжка, Кто говорит: новой жизни канун». Можно дать учащимся эти строфы и на этапе закрепления или контроля для определения понятия. Затем представить завершающую строфу этого стихотворения для определения правильности ответа: «Крик бесшабашный, на что-то похожий: НЭП! Сторонися, прохожий! НЭП!..).
Или, например, такой термин как «норманнская теория», о легендарном и реальном призвании варягов в произведении Ф. И. Тютчева: «Давно на почве европейской, Где ложь так пышно разрослась, Давно наукой фарисейской Двойная правда создалась, Для них — закон и равноправность, Для нас — насилье и обман, И закрепила стародавность Их как наследие славян». При этом создаются условия для того, чтобы учащиеся еще больше расширили свой кругозор и словарный запас, узнав, что такое карачун и фарисейство.
Чтобы более образно, объемно представить время и глубже понять термины «террор», «культ личности», «вождизм» использую отрывок из произведения О. Мандельштама: «Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца…А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей…Как подковы кует за указом указ — кому в пах. Кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…». Тем более через этот отрывок образ самого поэта предстает более рельефно, и ученики понимают его мировоззрение и причину гибели поэта.
Термин «шестидесятники» можно проиллюстрировать отрывком из стихотворения Ю. Визбора: «Такая уж даль позвала, Где истина неугасима, А фальшь уже невыносима, такая уж песня пришла…»; А. Галича: «Я выбираю Свободу, Но не из боя в бой, Я выбираю свободу… Быть просто самим собой».
Можно использовать интерес учащихся к информационным технологиям, предложить подготовить презентацию терминов по темам или для проведения обобщающего урока. Старшеклассники с особым желанием и интересом выполняют эту работу в рамках подготовки к ЕГЭ. Презентации выполняются по определенным темам, затем ученики обмениваются ними.
Проводя итоговый урок в 9 классе «Прощай, XX век» для расширения словарного запаса, для лучшего понимания эпохи использовала презентацию, в которой были вопросы, где надо было раскрыть понятие или встроить понятие в исторический процесс. Например, задание: Как вы думаете, в какой исторический период родилась такая загадка — «Хотя и не плотник, но стучать охотник». Обоснуйте свое мнение. Ответ: в 30-ые годы, в годы политических репрессий было распространено «стукачество» (доносительство) из страха самим подвергнуться репрессиям. Еще одно задание: «То, что во второй половине 19 века называли «муравьевский воротник», в начале 20 века стали называть «столыпинским галстуком». Что на самом деле представлял этот предмет? Ответ: «столыпинский галстук» — виселица, в 19 веке ее название связывали с именем графа М. Н. Муравьева, усмирителя польского восстания 1863года, а в начале века с именем Столыпина после введения в августе 1906 года чрезвычайного положения в некоторых районах страны. Задание: Советский поэт Ярослав Смеляков говоря о полководцах Красной Армии, написал «В петлицах шпалы боевые за легендарные дела… По этим шпалам вся Россия как поезд медленно прошла…». Как вы понимаете, «шпалы» — это поэтический образ. Что на самом деле подразумевал Смеляков под этими самыми шпалами? Ответ: Я. Смеляков имел в виду знаки различия старшего командного состава Красной армии, которые помещались на петлицах в виде красных прямоугольников. Полезными для такой работы с терминами могут оказаться следующие издания: Большой словарь крылатых слов русского языка под редакцией Беркова В. П. и Мокиенко В. М., М., 2000г.; Толковый словарь языка Совдепии под редакцией В. П. Мокиенко и Т. Г. Никитиной СПб,1998г; Энциклопедия для детей, XX век, М., Аванта, 1998г.
Для закрепления, для более качественного усвоения понятийного аппарата можно проводить занятия, на которых учащиеся младших классов сдают зачет старшеклассникам на знание понятий и терминов. Это вызывает неподдельный интерес, и ответственность повышается как у одних, так и у других. Для подготовки к зачету по истории Древней Руси можно предложить тестовый лист, с помощью которого учащиеся не только повторяют понятия, но и даты, и имена, устанавливая соотношения между ними.
Понятия можно повторять и закреплять, используя исторические даты месяца. Например, на листке записываю 4 ноября 1612г — освобождение Москвы от польских интервентов и учащиеся дописываются понятия и термины, связанные с этим событием — смута, ополчение, интервенция, единство или, например, 10 октября 1932г — торжественное открытие Днепрогэса и дописывают такие понятия как модернизация, коллективизация, пятилетка, стахановское движение. Сразу идет процесс повторения и закрепления дат и понятий, терминов.
При изучении понятийного аппарата возможно использование интерактивной доски, где есть для этого возможность, используется программа SMART Notebook.
4. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
В школе качественно может работать только творческий человек, творческий учитель тот, который может посмотреть на свой урок со стороны, проанализировать его, держать на контроле все свои действия, постоянно анализировать и корректировать их, «сходить к себе на урок». Учитель обязан постоянно поддерживать интерес и формировать мотив к обучению учащихся. Не забывать о том, что работа должна идти во взаимодействии учитель — ученик, не забывать, что на уроке идет формирование предметных, метапредметных и личных умений.
Работа над обществоведческими понятиями — это еще и формирование стиля поведения в соответствии с понятиями, чтобы не было недопонимания у детей. Например, начиная изучать тему «Добродетели» в 6 классе, задала вопрос в начале урока, что такое добродетели. Ответ 40 % учащихся — это родители, делающие добро. Чтобы показать до какого абсурда могут иногда дойти учащиеся в своем непонимании терминов, веду рубрику «нарочно не придумаешь». Например, термин «план Барбаросса» ученик понимает как «план Барбосса» и начинает давать определение: «Гитлер придумал свой план под названием «План Барбосса», когда шла война в окопах немцы сначала не шли они выпускали бойцовскую породу собак под названием питбулль, эти собаки были безжалостны в бою, поэтому немцы сначала выпускали собак, а потом только шли люди». Этот ответ ученика и определил окончательно тему моего опыта.
Труд учителя истории и обществознания сложен, потому что это живые науки, и всегда надо держать руку на пульсе и отвечать на вызовы времени. Учитель должен заинтересовать, пробудить интерес к изучению понятий, должен быть готов объяснить новые содержательные моменты, в том числе связанные с понятийным аппаратом. Именно в школьном возрасте происходит формирование основ мышления, складывается система понятий как база для развития интеллекта.
Смена критериев в системе образования с авторитарного, догматического на гуманистическое, личностно — ориентированное, предъявляет более высокие требования к качеству учебно-воспитательного процесса. Я думаю, что в моей работе коллеги смогут найти и использовать некое рациональное зерно. В работе обозначена актуальность работы с понятиями, обоснована необходимость устранения понятийной неграмотности. В ней названы причины сложности работы с понятиями. Обоснована необходимость формировать мотивационную базу изучения понятий. В работе представлены различные приемы работы над формированием понятийного аппарата. Названы новые подходы к старым приемам, названы новые, возможные для применения. Опыт представлялся на пленарном заседании учителей истории на Августовской конференции, на педагогическом совете школы, использовался для оказания помощи молодым специалистам на заседании МО учителей истории школы. Познакомиться с опытом по формированию понятийного аппарата можно на моем персональном сайте.