Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся
Авторы: Синельникова Татьяна Александровна, Панюшкина Кристина Михайловна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 16969 раз
Библиографическое описание:
Синельникова, Т. А. Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся / Т. А. Синельникова, К. М. Панюшкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6534/ (дата обращения: 15.11.2024).
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны», независимо от времени, а какие должны меняться относительно новых требований социума? С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю.
Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества.
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.
Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю.
Из изученных нами материалов исследований (диссертационные изыскания, рефераты, эссе педагогов), видно, что проблемой познания образа учителя занимаются на протяжении многих десятилетий. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической культуры: формирование методологической культуры педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.), педагогического мышления (А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.), развитие педагогической рефлексии (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, С. Ю. Степанов и др.), Я-концепции педагога (Р. Бернс, К. Роджерс, В. Франкл и др.), педагогического творчества (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) [5, с.3].
Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности учителя, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?
В разных исследованиях и описаниях характеристик современного учителя, используют различные сравнения и описания.
Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [6].
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить [7, с. 2].
Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.
Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.
Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание; они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.
Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Педагогика — это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика — это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.
Обобщая выше изложенный материал исследований, используя метод кластерного анализа, позволяет составить некий собирательный образ «портрета учителя». На наш взгляд, «Портрет современного учителя», представленный нами в виде схемы-рисунка, позволяет наглядно представить образ успешного учителя (рисунок 1).
Литература:
1. Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.
2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.
3. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006.
4. Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М.: Акакдемия, 2008.
5. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат. дис. …, 2009.
6. http://nsportol.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/09/25/esse-portret sovremennogo-uchitelya-s-uchetom.
Ключевые слова
портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качестваПохожие статьи
Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии
Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...
Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования
Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...
Законотворческие проблемы повышения качества закона
Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...
Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих
В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...
Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе
Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...
Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству
Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника
В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...
Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе
В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...
Формирование основ здорового образа жизни младшего школьника
Вопрос формирования здорового образа жизни школьника волновал педагогов, врачей и родителей во все периоды. Режим и распорядок жизни ребенка во многом зависит от условий, диктуемых эпохой, но параллельно с этим существует ряд составных элементов, кот...
Исследование социальных компетенций младших школьников
Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...
Похожие статьи
Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии
Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...
Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования
Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...
Законотворческие проблемы повышения качества закона
Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...
Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих
В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...
Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе
Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...
Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству
Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника
В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...
Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе
В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...
Формирование основ здорового образа жизни младшего школьника
Вопрос формирования здорового образа жизни школьника волновал педагогов, врачей и родителей во все периоды. Режим и распорядок жизни ребенка во многом зависит от условий, диктуемых эпохой, но параллельно с этим существует ряд составных элементов, кот...
Исследование социальных компетенций младших школьников
Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...