Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования
Авторы: Дралюк Ирина Алексеевна, Дралюк Роман Сергеевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 279 раз
Библиографическое описание:
Дралюк, И. А. Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования / И. А. Дралюк, Р. С. Дралюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6537/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современный этап развития обучения в профессиональной школе характеризуется ориентацией на качество профессиональной подготовки специалистов. Об этом свидетельствует большое количество исследований по данной проблеме, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.
С качеством профессиональной подготовки специалистов неразрывно связано понятие ключевых компетенций и особенности их формирования. Актуальность данного направления обусловлена несколькими факторами:
- Внедрение стандартов 3 поколения.
- Введением понятия компетенция как основного критерия подготовки специалистов.
При этом цель образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где компетенции работника в центре понимания качества образования.
Прежде чем рассматривать данную тему, необходимо понять, как она связанна с деятельностью образовательных учреждений профессионального образования.
Профессиональное образование на настоящем этапе необходимо рассматривать не только как важнейшую составляющую развития экономики, но также деятельность, приспособленную для удовлетворения потребностей отдельного индивида, конкретного работодателя и общества в целом. Отсюда логично изменение целей образования как начального так и специального:
- Цель начального профессионального образования — формирование профессиональных компетенций, знаний и навыков профессионального выполнения трудовых операций с конкретными объектами и продуктами в предписанной материальной (материализованной) деятельности.
- Цель среднего профессионального образования — достижение уровней развития индивида и формирования его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуальную профессиональную деятельность по предписанным алгоритмам [2].
Такая постановка целей приводит к пересмотру образовательных компонентов, то есть к изменению образовательных стандартов, причем это касается всего образовательного процесса. Теперь образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности с учетом потребностей рынка труда.
Образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Существенные изменения также присутствуют в практической части стандарта: «Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно обеспечить планирование, организацию и проведение практико-ориентированного обучения в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях (предприятиях) в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности и в соответствии с действующей нормативно-правовой документацией» [1].
Такой подход к реализации образовательной программы ставит перед учебным заведением следующие вопросы:
- Что включить в теоретический компонент?
- Как совместить требования общества, работодателей и особенности развития региона?
- На каких данных проводить анализ рынка труда?
- Как подготовить соответствующую материальную базу для практической подготовки?
И это только лишь общие, самые серьёзные вопросы, их гораздо больше и проблемы, ставящиеся в них, приведут к коренным изменениям в самих образовательных учреждениях. Последовательное решение данных проблем превратит их из учреждений готовящих специалистов в центры, сочетающие научную, теоретическую и практическую деятельность в образовании с маркетинговой, кадровой и иной деятельностью направленной на формирование конкурентно способного специалиста.
Стандарт делит компетенции на две большие группы:
- Общие компетенции — компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
- Профессиональные компетенции — компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
При этом стандарт пока не дает четкого наполнения двум этим понятиям, предлагая заниматься данным вопросом учебным заведениям непосредственно на местах. В этом случае проблема заключается в стандартизации и унификации компетенций в дальнейшем при их комплексном применении. Но в тоже время это сложно сделать еще и потому что стандарты, а значит и разработанные программы должны учитывать региональные особенности, развитость техники и науки и требования работодателей к этому учебному заведению.
В целом можно сделать вывод о том, что система образования благодаря таким изменениям откажется от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc02/393.html#1.
2. Субетто, А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы / А. И. Субетто. — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.