Использование некоторых видов самостоятельной работы в образовательном процессе
Автор: Полянских Ольга Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 06.11.2014
Статья просмотрена: 361 раз
Библиографическое описание:
Полянских, О. В. Использование некоторых видов самостоятельной работы в образовательном процессе / О. В. Полянских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6555/ (дата обращения: 15.11.2024).
Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища.
Французский писатель Анатоль Франс
Одной из важных задач в подготовке специалистов среднего звена является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. В соответствии с федеральным государственным стандартом образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании совершенствовании управления ею со стороны преподавателя.
Все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования умений использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний. Самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, может выполняться индивидуально или группами, в зависимости от целей, объема, уровня сложности, уровня умений.
Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной деятельности студентов по математике, которые используют преподаватели в системе профессионального обучения:
- выполнение расчетно-графических работ;
- поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- составление конспектов, самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;
- составление кроссвордов;
- подготовка сообщений на конференциях;
- выполнение практических заданий и курсовых проектов;
- научно-исследовательская работа.
Важной формой самостоятельной работы студентов является опорный конспект, с применением наглядных материалов. При его составлении могут использоваться сокращения, различные знаки, рисунки, схемы. Перевод информации в наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Опорный конспект дает студентам возможность систематизировать теоретический материал, создает условия для быстрого и качественного усвоения информации. В ходе работы над конспектом, студенты учатся находить информацию, выделять главное, структурировать материал.
Одним из приемов самостоятельной работы студентов является тестирование. Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем — страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов. Основное достоинство тестовой формы контроля — это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Одной из форм самостоятельной работы, которая интересна студентам составление синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Так же у студентов вызывает интерес составление кластера. Кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Специфическими формами комплексной творческой самостоятельной работы является курсовое и дипломное проектирование. Курсовой и дипломный проекты выполняются, как правило, по индивидуальным заданиям, самостоятельно в течение длительного времени. Преподаватель консультирует студентов и контролирует выполнение работы. Особенности этих работ в том, что они, помимо обучающей функции, выполняют функцию контроля.
Преподавание математики в средних профессиональных медицинских образовательных организациях имеет свои особенности. После изучения базовых тем, программа предусматривает решение задач, имеющих прикладной характер. Изучая общепрофессиональные дисциплины, студенты должны производить определенные математические расчеты, оценивать реальность полученных результатов. Впервые сталкиваясь с медицинской терминологией, определенными понятиями в сочетании с математическими действиями, студенты испытывают трудности. Учитывая профессиональную направленность курса математики, создавая пособия и рабочие тетради для самостоятельной работы, необходимо включать задачи профессиональной направленности по дисциплинам фармакология (производить расчет доз лекарственных средств.), педиатрия (оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы), акушерство (рассчитывать количество молока объемным и калорийным методами), и другие задачи с применением математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Это способствует воспитанию у студентов уверенности в профессиональной значимости изучаемого предмета, студенты видят практическое применение математических методов в медицине.
Средства обучения — основа самостоятельной работы. Средства обучения необходимые для организации самостоятельной работы:
- дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (сборники задач и упражнений, учебные фильмы, таблицы);
- технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, мультимедиа);
- средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы).
Разработка и применение средств обучения — это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.
Особое значение во внеаудиторной самостоятельной работе отводится методу проектов, который приближает студентов к решению реальных ситуаций. Работая над проектом, студенты приобретают и развивают личностные, социальные, интеллектуальные и организаторские способности. Они проявляют изобретательность, повышают свой профессиональный уровень подготовки.
Внеаудиторная работа по предмету углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеаудиторной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем обучающимся. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным студентам. Особое место в системе внеаудиторной работы по математике занимает предметная неделя.
Основной задачей проведения предметной недели является создание условий для проявления и дальнейшего развития интеллектуальных способностей каждого студента, заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике. Цель проведения — проверить и дополнить знания по математике, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память, воспитать чувство ответственности в принятии решения, умение работать в коллективе.
В период подготовки изучаются темы предметной недели, готовится информационный материал, проводятся репетиции, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатываются системы оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений. Сведения из истории математики повышают интерес к изучению дисциплины и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала. Знакомство с историческими фактами расширяет кругозор и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в современном обществе.
Активизировать деятельность студентов по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача — это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность. Формы проведения математических состязаний могут быть такими, как «Математический КВН», «Турнир смекалистых», «Математическая викторина». В нашем учебном заведении регулярно проводятся предметные декады и недели, на которых большое внимание уделяется систематически организованной работе по развитию математических способностей, навыков, мышления.
Обучение будет эффективным, если оно будет разумно сочетать работу студентов под руководством преподавателя с самостоятельной деятельностью. Самостоятельная работа развивает не только интеллект и творческую активность, но и формирует способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации.
Литература:
1. Ловкова П. П., Суркова А. В. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере//СПО — 2002 — № 5 — с. 37– 39.
2. Муслимова А. Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студентов//СПО — 2001– № 4 — с. 42–43.
3. Новикова Т. В. Самостоятельная работа студентов//СПО — 2003 — № 7 — с. 43–44.