Организация внеурочной деятельности школьников
Авторы: Починок Ольга Александровна, Филиппова Юлия Анатольевна, Хайретдинова Анна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 07.11.2014
Статья просмотрена: 822 раза
Библиографическое описание:
Починок, О. А. Организация внеурочной деятельности школьников / О. А. Починок, Ю. А. Филиппова, А. В. Хайретдинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6561/ (дата обращения: 15.11.2024).
Все больше ребят стремятся уже с малых лет совершенствовать свою речь на иностранном языке. Необходимость использовать иностранный язык в будущей профессии порождает интерес к странам изучаемого языка (их истории, политике, литературе, жизни детей и молодежи и т. д), а также желание понять друг друга и быть понятым, готовность рассказать о жизни людей своей страны, обсудить свое видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания — все мотивы деятельности ребят должны быть учтены и в полной мере использованы учителями иностранного языка, как в учебной, так и во внеклассной работе.
Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление — ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Внеклассная работа в этом отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность установить более тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельности учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной работе по иностранному языку.
Однако любой вид деятельности должен быть занимательным и интересным. Конечно, и во внеклассной работе ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Наиболее интересный и доступный для ребят вид деятельности, выбранный с учетом уже сформированных речевых и грамматических навыков, уровня языковой подготовки, личностных особенностей учащихся, обусловит необходимый языковой материал, позволит определить наиболее эффективные методы и формы работы.
Формы внеклассной работы:
1. индивидуальные;
2. групповые;
3. массовые.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п. Эти мероприятия проводятся эпизодически. По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы:
1. соревновательные:
1. конкурс;
2. игра;
3. викторина;
4. олимпиада и пр.
2. средства массовой информации:
1. стенгазета;
2. объявление;
3. бюллетень;
4. устный журнал;
5. дайджест;
6. выставка-викторина и т. п.
3. культурно-массовые:
1. вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается;
2. вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.;
3. вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.
4. политико-массовые:
1. форум
2. фестиваль
3. пресс-конференция
4. ярмарка солидарности
5. телемост и пр.
Вовлечение в исследовательскую деятельность — групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков. А также деятельность связанная с личным и социальным развитием. Нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.
1. Эмоциональный мир ребенка перенасыщен, и наша задача — научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное — не подавить в ребенке его индивидуальность,
2. Учителя должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
Внеклассная работа помогает учителю устранить пробелы в знаниях учащихся, с которыми иногда просто невозможно справляться на уроке из-за недостатка времени и большого количества учащихся в группах. [2, с. 3]
Учителя английского языка нашей гимназии подбирают для внеклассной работы материал, близкий к программным темам, мы, таким образом, обеспечиваем преемственность урочной и внеклассной деятельности учащихся. Причем именно внеклассная деятельность позволяет более эффективно формировать связь изученного языкового материала с реалиями — благодаря мониторингу событий в нашей стране и за рубежом, в нашем городе, районе, школе, организации встреч с носителями языка, с людьми, которые используют иностранный язык в своей профессиональной деятельности. [2, с. 4]
Некоторые учителя нашей школы принимали участие в программе «Рукопожатие через океан». В рамках этой программы, учителя американских школ города Оушен Сити проводили встречи с учащимися нашей гимназии. Таким образом, наши учащиеся имели возможность общаться с носителями языка. Такие встречи способствуют мотивации к изучению иностранного языка. Многие учащиеся гимназии общаются со сверстниками англоязычных стран.
При организации внеклассной работы в большей степени, чем при организации урочной, по иностранному языку необходимо учитывать психофизиологические особенности развития школьников. Например, у младших школьников больше развита механическая память. Таким образом, следует использовать как можно больше диалогов, ролевых игр, игр на подражание, считалочек, хороводов, физкультминуток, сказок, а так же различные движения под музыку и пение.
Среди периодических форм внеклассной работы наиболее приемлемыми для школьников являются концерты, конкурсы, викторины, а так же недели иностранного языка, которые дают учащимся возможность продемонстрировать положительный результат многих периодических форм внеклассной деятельности. [2, с. 5]
При подготовке итогового концерта — в программе праздника, в рамках недели иностранного языка — должно и учитываться разнообразие жанров: стихи, песни, танцы, инсценировки, сказки, диалоги ведущих и т. д. Это даст ребятам возможность продемонстрировать свои умения и таланты как можно большему количеству ребят. Тем самым учитель помогает самоутверждению ребят, формирует их самооценку. [3]
Рис. 1. Инсценировка, посвященная празднованию Рождества
Особый интерес у ребят нашей гимназии вызывает проведение недели иностранного языка. Эта форма работы относится к периодической и объединяет отдельные внеурочные мероприятия. В рамках недели могут проходить и открытые уроки. Цель всех мероприятий — демонстрация достижений в изучении предмета, привлечение внимания всего коллектива (и родителей) к изучению учащимися иностранного языка, повышение уровня владения иностранной речью, развитие творческих способностей учащихся и в целом формирование многосторонней личности.
Начиная с 1996 года, в нашей гимназии ежегодно проводятся рождественские мероприятия. Особенно учащиеся любят принимать участие в спектаклях (некоторые из них были придуманы самими детьми). Ребята сами готовят проекты, презентации, костюмы. В рамках недели английского языка мы проводим различные конкурсы, викторины, кроссворды, просмотр и обсуждение видеофильмов доступного языкового уровня. Также дети со 2–11классы принимают участие в различных дистанционных олимпиадах, таких как «Британский Бульдог», «Альбус», «Олимпус», «Талантдети» и др. Хорошей традицией становится сотрудничество гимназии с высшими учебными заведениями, например МаГУ. Наши учащиеся принимают участие в олимпиадах, проводимых этим ВУЗом. В нашей гимназии большое внимание уделяется творческому развитию учащихся. В этом году были проведены конкурс Рождественских рисунков, игра «Угадай мелодию» на английском языке. В предверии зимней олимпиады в г. Сочи был проведен игровой конкурс «Christmas Hockey». [1, с. 52]
Рис. 2. Работы победителей школьного конкурса рисунков “Merry Christmas”
Таким образом, мы стараемся осуществлять метапредметные связи. Проведение данных мероприятий помогают нам решить следующие задачи:
1. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания;
2. Закрепление лексических единиц и речевых образцов, которые должны знать дети согласно требованиям программы;
3. Приобретение учащимися страноведческих знаний;
4. Привитие интереса к изучению иностранного языка;
5. Углубление и расширение знаний и практических навыков учащихся;
6. Выявление более одаренных и способных детей, способствование их дальнейшему развитию;
7. Вовлечение детей в занимательные занятия;
Литература:
1. Кудаева Н. Б. Игра «Рождественский футбол»//АЯШ — 2008 — № 4. С.52–56
2. Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. — М.: ВАКО, 2009. — 224с.
3. Сухоросова М. А., Сухоросова А. А., Павленко И. Н., Федотова Н. Н. Сценарии школьных праздников на английском языке: Метод. пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 190с.
4. http://pedsovet.su/forum/96–2251–1