Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Автор: Строкова Ольга Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 07.11.2014
Статья просмотрена: 1690 раз
Библиографическое описание:
Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Строкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6564/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создает возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.
Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, И. В. Цветкова и др. свидетельствуют о том, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы.
Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.
Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий, способствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Кроме того, проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. В своей работе основной акцент мы делали на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.
В ходе проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей старшего возраста мы придерживались следующей структуры исследовательской деятельности: предмет информационного поиска, аналитическая работа над собранными фактами, корректировка первоначального направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы, оформление результатов, использование полученных результатов в практической деятельности.
В рамках нашей работы были реализованы такие проекты экологической направленности «Защитники природы» и «Жалобная книга природы». В них дошкольники рассуждали о правилах поведения в лесу, парке, о том, как можно показать и объяснить детям из младших групп о необходимости охраны природы. Ребята предлагали различные варианты: изготовление плакатов, знаков, схем, алгоритмов. Нами также была организована работа «Зеленого патруля», в котором дети следили за соблюдением правил поведения в природе и объясняли их детям из других групп.
В рамках проектной деятельности мы проводили систематические наблюдения за природой, что вносило эмоциональный оттенок в работу детей. Данный вид работы требует постоянного, непосредственного «живого» общения с животным и растительным миром. Одним из условий обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Реализации данного условия способствовали такие проекты, как «Растения-фитотерапевты. Какие они?», «Цветочное наслаждение», «Лаборатория неживой природы».
Самым запоминающимся стал для детей проект «Метеоплощадка «Юный гидрометеоролог», в котором дети учились предсказывать погоду по приборам. Для таких занятий нами была оборудована метеоплощадка. Ребята научились пользоваться компасом, узнали, какими приборами можно измерить скорость ветра, температуру воздуха и почвы.
В работе над каждым проектом дети под руководством воспитателей учились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, как в детском саду, так и в домашних условиях. Эту информацию дети использовали для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.
К участию в проектах мы привлекли родителей, с помощью которых оформляли газеты, альбомы, они участвуют в проведении совместных праздников, походов. Дети совместно с родителями развешивали кормушки для птиц, высаживали рассаду на клумбы и цветники, сажали деревья.
Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.
Литература:
1. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2011.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работником ДОУ/ сост. Л. С. Киселева [и др.]. — М.: АРКТИ, 2010.
4. Малафеева, Л. А. Экология детства на планете «Семья»: метод. пособие / Л. А. Малафеева [и др.] — Ульяновск, 2011.