Воспитывать в духе православия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анисимова, В. А. Воспитывать в духе православия / В. А. Анисимова, Н. А. Балбекина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6568/ (дата обращения: 16.11.2024).

Дошкольный возраст — яркая непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность, успех становления которой зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы духовности и нравственности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований, заставляет педагогов-дошкольников пересмотреть содержание, методы и формы работы с детьми, а приобщение к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить у дошкольника такое интегративное качество как: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях, формирует общую культуру личности.

В основе календарно-тематического планирования образовательного процесса по духовно-нравственному развитию нами был положен календарно-обрядовый круг, сегментами которого являлось ознакомление дошкольников с наиболее значимыми православными календарными праздниками и обрядами, связанными с ними. Кульминационной точкой, венчающей всю подготовительную работу, когда дети узнавали о приближающемся празднике, об его истоках и традициях празднования, знакомились с тематическими музыкальными произведениями, являлось проведение итогового мероприятия: театрализованного представления, либо детского утренника, развлечения или др.

В процессе правильно организованной педагогом образовательной деятельности ребенок не только соприкасался с нравственными, духовными ценностями бытующими в данной культуре, но происходило формирование своих собственных представлений об этих ценностях в процессе самостоятельного творческого поиска.

Одним из самых благоприятных и органично воздействующих на сознание ребенка факторов формирования представлений о духовности и нравственности является интеграция познавательных видов деятельности: познавательной, музыкально-художественной, театральной и др. Успех образовательной работы обеспечивается тесным взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в совокупности с музыкально-художественным развитием.

Работа была основана на социально-педагогическом партнерстве с семьями воспитанников. Согласованность в деятельности музыкального руководителя, воспитателя и семьи обеспечила последовательность и преемственность педагогического воздействия, помогла в развитии духовной сферы ребенка.

Отправной точкой целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию стало ознакомление детей средней группы с православным праздником Рождества Христова. Это тот период, когда эмоциональный подъем перед наступлением новогодних праздников, способствует лучшему восприятию понятий о духовности и нравственности.

Для детей средней группы был составлен цикл образовательной деятельности по слушанию песенок и сказок, доступных пониманию малышей.

Учитывая возрастные особенности детей, понимая, что на данном этапе развития у них преобладает наглядно-действенное мышление, доминирующим методом работы являлось использование демонстрационных материалов.

Закрепление и уточнение знаний происходило в ходе организации игровой деятельности. Использовались как традиционные народные так и дидактические игры, составленные воспитателями.

Итогом работы была организация досугов и развлечений духовно-нравственной направленности. В содержание досугов включались кукольные театры с участием детей старшего возраста и родителей: «Ножки не идут» и др., варежковый театр «Пасхальный колобок», и т. д.

В старшем возрасте знания детей о православных праздниках, полученные в средней группе, углублялись и расширялись. Дети подробнее знакомились с житием святых, со смыслом православных праздников, с традициями и обрядами их празднования.

Образовательная деятельность проводилась в том числе и в комнате русского быта, созданной в нашем детском саду. Среда музея помогла детям погрузиться в мир народной культуры, тесно связанной с христианством, лучше понять корни православных традиций.

Кроме того, проводились экскурсии в храм, музей православия. Огромное впечатление на детей оказал внешний и внутренний вид храма Александра Невского. Дети закрепили знания о правилах поведения в храме, о церковных атрибутах.

Доступнее донести детям понятия о добре и зле, о православной вере, о Боге позволило слушание цикла бесед священника в аудиозаписи с приложением песнопений.

Использование наглядных пособий «Православные праздники», «Храмы Старого Оскола» и др. способствовало обогащению образовательного процесса, сделало его более интересным, насыщенным и увлекательным.

Театральная деятельность, организованная педагогом совместно с детьми, стало эффективным средством выражения знаний и представлений о духовности и нравственности, полученных дошкольниками. На начальном этапе работы по организации театральной деятельности было ознакомление дошкольников с житием святых, рассматривание икон «Изборные святые», «Богородичные иконы», вместе с воспитателем читали православные притчи, легенды, разучивали стихи, в беседах выясняли отношение детей к главным героям и их поступкам. Затем происходило распределение ролей и заучивание текста. На следующем этапе дети учились владеть ростовыми куклами, так как данный вид театра имеет свою специфику: выразительность речи, владение интонацией, силой голоса, развитие умений передавать характер героя мимикой и жестами. Были поставлены сценки с использованием ростовых кукол.

Такого рода театральное творчество помогло раскрыть лучшие качества ребёнка. Они удачно вписались в содержание праздников, проводимых в детском саду, вызывают интерес родителей к воспитанию детей в духе православия.

Укрепление связей с семьями воспитанников происходило не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о значении воспитания детей в духе православия, для чего организовывались индивидуальные и коллективные консультации. Одной из форм работы с родителями стал выпуск газеты, в которой рассказывалось о приближающемся празднике, о том, как познакомить с ним детей, какие песни и стихи можно разучить.

Календарные православные праздники несут в себе огромную воспитательную и нравственную нагрузку. Они представляются настоящим событием в жизни не только ребенка, но и всего детского сада. В своей работе педагоги нашего детского сада применяют методы, доступные восприятию детей, при этом не акцентируя их внимание на богословских обоснованиях. Приобретенные знания детей стали фундаментом для дальнейшего изучения основ православной культуры в школе.

Таким образом, проводя работу по ознакомлению дошкольников с главными православными праздниками, мы воспитываем ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным и сострадательным, верящим в добро, готового всегда прийти на помощь нуждающимся — вот наша главная задача.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, образовательная деятельность, ознакомление дошкольников, дух православия, житие святых, музыкальный руководитель, образовательный процесс, православная культура, театральная деятельность.