Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Малкова Марина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 09.11.2014
Статья просмотрена: 5908 раз
Библиографическое описание:
Малкова, М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. С. Малкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6583/ (дата обращения: 15.11.2024).
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование». В основу работы положены идеи И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.
2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
5. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.
Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям:
- Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.
- Человек функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
- Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.
Также разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групы. Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек».
Основное оборудование лаборатории:
- приборы — «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Требования к объектам опытов и экспериментов:
1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
2. Безопасность объекта для детей.
3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз.
Целесообразным считаю применение следующих премов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей.
При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Очень эффективной формой работы, исходя из практики работы, наряду с занятиями, являются представленные проекты и мини-проекты.
Мини-проект «Экспериментирование с воздухом», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
Мини-проект «Неизвестная соль», позволил узнать о новых качествах соли, дети применяли её в разных нестандартных ситуациях — выращивали кристаллы, окрашивали соль и декорировали интерьер и многое другое.
Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»).
Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок».)
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Можно выделить три основных вида экспериментов:
1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Опыт отслеживался с сентября 2013 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.
Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Литература:
1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду\сост. Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство_Пресс», 2013. — 304с.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 128с.
3. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 333 с.
4. Веракса Н. В., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для детей 4–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 80с.