Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками
Авторы: Елсакова Анна Николаевна, Лисовская Наталия Николаевна, Соколова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 2110 раз
Библиографическое описание:
Елсакова, А. Н. Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками / А. Н. Елсакова, Н. Н. Лисовская, И. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6588/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса в целом и коррекционного воздействия в частности. В своей работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях детского сада компенсирующего вида мы, наряду с традиционными, активно используем различные инновационные приемы и технологии, превращающими достаточно трудоёмкий процесс в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. На подготовительном этапе коррекционной работы мы проводим детям массаж и обучаем разнообразным приёмам самомассажа с применением Су-Джок массажеров (в виде специального пластмассового шарика и пружинных колечек). Такие упражнения служат для развития мелкой моторики пальцев рук, параллельно решая задачи улучшения психоэмоционального состояния детей, обогащения их словарного запаса, развития грамматического строя речи. При этом происходит воздействие на биологически активные точки, регуляция мышечного тонуса, стимуляция внутренних органов. Впоследствии дети овладевают навыками самомассажа ладоней и пальчиков рук и эти упражнения становятся приятным дополнением как при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях. Активно используем данные массажёры для упражнений, направленных на развитие внимания и памяти. Поскольку, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, всю работу строим в игровой форме, с использованием весёлых стишков, прибауток, сказок. Вот некоторые варианты заданий, направленных на решение различных коррекционных задач.
Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика сопровождается чтением стихотворения. Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Мячик я в руках катаю
И чуть-чуть его сжимаю
И как будто глажу кошку,
Я поглажу мяч ладошкой,
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец
Для развития внимания и памяти, ориентировки на теле детям даются следующие инструкции: «Возьми колечко указательным и средним пальцами правой руки, одень на безымянный палец левой руки» и т. п. Как вариант — дети, сидя за столом катают шарик между ладоней, по сигналу передают его соседу справа или слева.
Хорошие результаты достигаются при использовании Су-Джок массажеров в процессе работы по совершенствованию лексико-грамматического строя речи.
Развитие и обогащение словаря по теме «Осень. Деревья».
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают его на каждый палец правой и левой рук, проговаривая стихотворение:
Раз-два-три-четыре-пять –
(разгибают пальцы по одному)
Мы пойдем в лесок гулять.
Листья тополя,
Листья осины,
Листья клена,
Листья рябины,
Листья дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.
Следующим заданием может быть образование относительных прилагательных. Ребёнок раскатывает шарик между ладоней, логопед читает стихотворение. Когда ребёнок услышит название дерева, он прокатывает Су-Джок шарик по столу логопеду, образуя относительное прилагательное (например: лист дуба — дубовый).
Ель стоит колючая,
Стройная рябина,
Ива плакучая,
Тонкая осина,
Липа бледнолистая,
Дуб большой, могучий,
И сосна смолистая,
Что растет над кручей.
Лиственница нежная
И красавец клен,
Береза белоснежная –
В деревья я влюблен.
Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя деревья. Затем можно выполнить упражнения «Назови ласково» и «Один — много» с перекатыванием шарика.
Тема «Фрукты»
К фруктам относится слива,
Яблоко, груша, банан,
Лимон и апельсин,
Гранат и мандарин.
Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя фрукты. Затем можно выполнить упражнения «Назови ласково» и «Один — много» с перекатыванием шарика.
Тема «Домашние животные»
Упражнение «У кого кто есть»
У кошки есть пушистые котята,
У собаки — шаловливые щенята,
У крольчихи — пуховые крольчата,
У овцы — кудрявые ягнята,
У свиньи — забавный поросенок,
У козы — смешной козленок,
У коровы — ласковый теленок,
У лошади — веселый жеребенок,
У верблюда есть верблюжата,
А у мамы любимые ребята.
Дети поочередно надевают колечко на пальчики, называя детенышей животных.
При закреплении навыка практического употребления приставочных глаголов используем игру «Ехали мы ехали». На столе размещено пособие в виде карты с изображением реки, моста, горки, ямы, дома и дорог. Проговаривая стихотворный текст, дети прокатывают шарик по дорожкам.
Мы ехали, ехали, к речке подъехали,
Мост переехали, дальше поехали.
Ехали, ехали, к горке подъехали,
Въехали, съехали, дальше поехали.
Ехали, ехали, к яме подъехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, ехали и домой приехали
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При повторении слова с автоматизируемым звуком ребенок может прокатывать шарик между ладонями, колечки по пальцам.
Это некоторые примеры использования Су-Джок массажеров, на различных этапах коррекционной работы, позволяющие не только привить детям интерес к занятиям, но и нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. И на практике мы, действительно, в этом убедились.
Литература:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. — с. 78–82.
2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
3. Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
4. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед — 2010. № 1.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. — М. АСТ, 2007.