Вместе мы сможем добиться успеха | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Подольская, Е. А. Вместе мы сможем добиться успеха / Е. А. Подольская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6592/ (дата обращения: 16.11.2024).

Группы для детей с тяжёлым нарушением речи в детских садах комбинированного вида являются первой ступенью общего образования и являются его составной частью.

Главное направление работы в группах с тяжёлым нарушением речи н в нашем детском саду — создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум. Коррекционно-речевое развитие в логопедических группах ДОУ осуществляется на основе результатов педагогической диагностики. Учитываются индивидуальные особенности воспитанников: возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития. Максимальное устранение нарушений речи у детей может обеспечить комплексный подход к организации воспитательно — образовательного процесса.

Наиболее эффективной формой является слаженная, согласованная работа всех специалистов детского сада и учителя-логопеда. Им необходимо обсуждать способы достижения коррекционно-воспитательных задач, исходя из интересов каждого ребенка.

В ДОУ должны быть созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей. Немаловажная роль в этом должна принадлежать медицинскому персоналу, который проводит лечебно-профилактические мероприятия, фитотерапию, физиопроцедуры, ингаляции.

Важным моментом является взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя, так как у детей с речевыми нарушениями необходимо формировать навыки правильного речевого дыхания, артикуляции и интонационной выразительности речи через использование различных попевок, прибауток, скороговорок, пропевание на слогах, выработки чувства ритма и темпа. В занятия необходимо включать музыкально- дидактические игры, которые способствуют развитию слухового внимания и фонематического слуха, ритмические игры на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на занятиях учителя-логопеда..С целью умения детей соотносить речь с движением применяется логоритмика. Музыкальный руководитель в обязательном порядке согласовывает с учителем-логопедом репертуар распевок, пальчиковых и артикуляционных упражнений решает, кто из детей готов выступать на празднике с чтением стихов или выполнять определенные роли.

Инструктор по физической культуре на занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Вся работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, выносливости, упорядочение темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем — логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных упражнений и подвижных игр, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится данный ребенок в настоящий период времени.

Большое значение в работе по коррекции и развитию детей играет взаимосвязь эколога с учителем-логопедом. Экологу при проведении занятий также необходимо учитывать уровень речевого развития каждого ребенка, особенности его звукопроизношения.

При проведении тематических занятий экологом учитывается лексическая тема, изучаемая учителем-логопедом с детьми. Наблюдая за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления. Экологические занятия строятся таким образом, чтобы дети общаясь в непринуждённой обстановке могли строить диалог на заданную тему, строили свои ответы развёрнуто, могли высказаться в форме небольшого рассказа, рассуждали, доказывали. В зависимости от поставленных задач, уровня подготовленности детей, занятия эколога или предваряют занятия логопеда, или являются дополняющими, систематизирующими их.

Успех коррекционно-воспитательного процесса в логопедической группе во многом зависит от тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. На всём протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок большое внимание уделяется речевому поведению детей. Воспитатели в группах постоянно совершенствуют артикуляционную, общую и мелкую моторику. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребёнок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в повседневной жизни, целенаправленно активизируют отработанную лексику. Упражняют в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, формируют связную речь, закрепляют навыки письма и чтения, развивают внимание, память, логическое мышление в играх и упражнениях. Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной и голосовой, проведение пальчиковой гимнастики, которая выполняется в комплексе с артикуляционной. В обязанности воспитателя входит проведение вечерних подгрупповых и индивидуальных занятий по заданию логопеда. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребёнок

В содержание данных занятий входит:

-        Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

-        повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

-        упражнение в звуковом анализе и синтезе;

-        повторение лексико — грамматических упражнений.

Систематическая, планомерная, целенаправленная работа всех специалистов непременно будет давать положительные результаты и эффективно влиять на коррекционно — образовательный процесс.

 

Литература:

 

1.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., «Альфа», 1993.

2.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., Айрис пресс,2007.

3.       Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М., «Просвещение», 2008.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, задача, какая стадия закрепления звуков, музыкальный руководитель, образовательный процесс, развитие речи, речевое развитие, тяжелое нарушение речи, физическая культура.