Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста
Автор: Шабалина Людмила Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 5349 раз
Библиографическое описание:
Шабалина, Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста / Л. Н. Шабалина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6593/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), Концепцией дошкольного воспитания, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих психическое и физическое здоровье ребенка.
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Реализация важных положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, С. М. Рунова и многие другие. Т. о. можно утверждать, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности.
Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ ни у кого не вызывают сомнения. Актуальность такого подхода обусловлена состоянием здоровья детей.
При анализе заболеваемости в группах раннего возраста нами было отмечено, что несмотря на прилагаемые усилия педагогического коллектива, число случаев заболеваемости с годами не уменьшается. Беспокойство вызывает то, что больше половины заболеваний составляют заболевания гриппом и острыми инфекциями верхних дыхательных путей, основная масса которых происходит в период массовых вспышек гриппа и ОРВИ. Озабоченность по поводу выявленной картины состояния здоровья детей побудила педагогов не только к совершенствованию уже имеющихся оздоровительных технологий, но и к поиску наиболее эффективных методов и приемов оздоровления детей в группе. Это и легло в основу нашего проекта «Будь здоров, малыш!». Целью нашего проекта стало повышение адаптивности организма детей раннего возраста к неблагоприятным факторам внешней среды через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Основные задачи:
1. Создание условий для физического и психического здоровья детей.
2. Внедрение в практику работы современных здоровьесберегающих технологий.
3. Организация медико-психолого-педагогического просвещения родителей через разные формы взаимодействия.
4. Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни.
Работа в группе с детьми раннего возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать:
- к началу учебного года группа не сформирована по количественному составу;
- возрастной состав детей с 1года 6 месяцев до 3 лет;
- в течение учебного года группа пополняется вновь прибывшими детьми;
- группу посещают дети с разным уровнем развития (домашние, из других детских садов округа).
Используя современные достижения науки и практики, опираясь на работы В. Г. Алямовской по оздоровлению детей, задачи основной образовательной программы детского сада мы определили основные направления комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм, противоэпидемиологической обстановки;
- Организация питания;
- Обеспечение психологического комфорта;
- Закаливание;
- Профилактические мероприятия;
- Двигательная деятельность;
- Формирование основ гигиенических знаний и ЗОЖ.
В разработанном нами комплексе предусмотрены разнообразные мероприятия, которые могут быть интегрированы в бытовые и образовательные процессы, игровую деятельность детей.
На начальном этапе работы над проектом была подобрана и изучена литература: А. С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребенка с одного года до трех лет»; В. Д. Глазырина «Физическое развитие дошкольника»; А. С. Галанов «Игры, которые лечат»; М. Н. Кузнецова «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»; М. Н. Щеткин «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»; Н. Парахина «Детский массаж»; Е. А. Синкевич, Т. В. Большев «Физкультура для малышей»; В. А. Алямовская «Ясли — это серьезно»; П. А. Павлова, И. В. Горбунова «Расти здоровым, малыш»; М. Л. Баранова, М. Г. Копытина «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ». Большую помощь получили, ознакомившись с методикой Е. А. Синкевич, Т. В. Большев «Физкультура для малышей». Новые формы проведения физкультурных занятий почерпнули из книги В. Т. Алямовской «Ясли — это серьезно» — такие как крайстренинг (по типу круговой тренировки).
Для работы с детьми составили перспективный план на год, в который включили физкультурные занятия в сюжетной, игровой, оздоровительной форме, занятия по потешкам, по круговой тренировке, с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, индивидуальную работу по отдельным движениям — бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика, игровой массаж, подвижные игры, логоритмические упражнения, упражнения из хатха-йоги. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми, в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия: витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапию, цветотерапию, массаж, сомомассаж с элементами Су-Джока, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.
Работу начали с создания условий для повышения двигательной активности детей. Для этого активно использовались двигательные игрушки: каталки, велосипеды, коляски, машины. Физкультурные занятия проводили с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приемов, нестандартного оборудования, включения дыхательной гимнастики. Ежедневно, в соответствии с циклограммой дня проводили утреннюю гимнастику, в течение дня — дыхательную гимнастику (для укрепления дыхательной мускулатуры), психогимнастику, гимнастику после сна (для обеспечения эмоционального комфорта), физминутки, логоритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия.
Важным звеном в системе оздоровительной работы является закаливание организма. Нами используются щадящий метод — хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. Для эффективности оздоровительной работы использовали и обтирание сухими варежками, босохождение, ходьбу по тропе здоровья.
Для более лёгкой адаптации и укрепления психического здоровья детей, мы делаем все для того, чтобы в группе преобладали партнерские взаимоотношения, построенные на уважении, взаимопонимании, принятии друг друга. Ребенок слышит ровный и спокойный тон воспитателей, других специалистов, обращенных к нему. Наш девиз в работе: «Ребенку всегда рады, его ждут и любят».
Для повышения психологического комфорта детей используем музыкотерапию, которая по возможности сопровождает все воспитательно-образовательные процессы. Подобрана соответствующая фонотека, в которую включена музыка для занятий и игр, для засыпания и пробуждения, голоса птиц и звуки природы, песни из мультфильмов.
Обновили и дополнили уголок здоровья дидактическими играми: «Попади в ворота», «Разноцветные цепочки», «Прыгуны и ползуны», «Поймай перышко», «Надуй шарик», «Дуй сильнее». Систематизировали картотеку по проведению психогимнастики, подвижных игр, логоритмических упражнений, гимнастики после сна. Для ароматерапии используем аромачайник с аромамаслами.
Дети с удовольствием выполняют по показу точечный массаж и самомассаж с колючими массажными шариками, игрушками-ёжиками для самомассажа, волшебными колечками по СУ-ДЖОК. Для дыхательной гимнастики используем упражнения «Шторм в стакане», «Понюхаем цветочки», «Воздушный шарик».
Методика проведения всех видов массажа: пальчикового, точечного, гимнастики для глаз, упражнения на развитие дыхания, которые мы проводили, соответствуют существующим научно обоснованным оздоровительным системам (точечный массаж по А. А. Уманской, при проведении ароматерапии учитываем рекомендации З. С. Макаровой, упражнения для глаз — из гимнастики, разработанной офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального ЛФК и спортивной медицины, методические рекомендации для занятий с использованием больших гимнастических мячей при нарушении осанки Москва — Ангарск, Савина Л. П. — пальчиковая гимнастика, упражнения на дыхание по методике Стрельниковой А. Н.; психогимнастика — Чистяковой М. В., Алябьевой Е. А.).
В период повышения заболеваемости проводилась профилактическая работа — это закладывание в нос оксолиновой мази, применение фитонцидов, чесночные бусы, употребление настоя шиповника и напитка из брусники, смородины, облепихи.
Осуществление поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Широко использовали адресные консультации специалистов, наглядную информацию, информационные листки. С целью информирования родителей о проводимой работе в группе выпускали газеты, оформили альбом с фотографиями «Наши крепыши».
Реализация проекта показала, что система физкультурно-оздоровительной работы эффективна, дает положительные результаты:
1. Количество заболеваний в среднем на одного ребенка составило 1,8 случая. Были дети, которые в течение года не болели ни разу. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком — 10 дней. Данные показатели соответствуют требованиям учредителя;
2. У детей отмечается положительный эмоциональный тонус, улучшилось взаимопонимание, общение, повысилась концентрация внимания во время занятий и игр;
3. На конец учебного года 25 % детей имели высокий уровень физической подготовленности, 75 % — средний.
4. Адаптация вновь прибывших детей прошла в легкой форме (списочный состав группы в течение года обновился на 25 %);
5. Повысилась заинтересованность родителей в оздоровлении детей в домашних условиях.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие — предоставление государством возможности развития детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе — главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного развития является центральной.