Развитие критического мышления как актуальная проблема современного педагогического знания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шурыгина, Ю. А. Развитие критического мышления как актуальная проблема современного педагогического знания / Ю. А. Шурыгина, Ю. А. Свечникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6599/ (дата обращения: 15.11.2024).

По мнению многих учёных, развитие критического мышления учащихся ‒ одна из актуальнейших задач современного процесса обучения. Г. М. Коджаспирова определяет критическое мышление как «способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам» [2].

В различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла ‒ как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт. [1] Данному процессу присуща открытость новым идеям, что представляет обозначенную проблему актуальной и востребованной.

Формированию критического мышления способствует использование педагогических технологий, в частности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), направленной на извлечение, критическое осмысление и переработку изучаемой информации.

Первоначально рассмотрим сущностные характеристики понятия «технология обучения».

По мнению Серикова В. В., технология обучения — это «законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения» [5].

В настоящее время педагогическую технологию понимают, чаще всего, как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. [6, С. 406]

Таким образом, педагогическая технология ‒ это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определённой системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, ‒ высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство. [5, С. 407]

Наибольший интерес для авторов статьи представляет технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уорреном и описана отечественными учёными И. О. Загашевым, С. И. Заир-Беком и др. Этапы данной технологии соответствуют этапам когнитивной деятельности личности.

По мнению разработчиков технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как чтение само по себе процесс индивидуальный, нерегламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения учащиеся имеют возможность перечитать непонятое, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает три фазы:

1 фаза. Фаза вызова (evocation)

На данной стадии учащимся даётся возможность самостоятельно поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Это способствует активизации учеников. Имеющиеся знания ученики представляют в виде кластеров, которые демонстрируются и обсуждаются. Таким образом, происходит систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Структурирование высказанных мнений позволяет увидеть противоречия, нестыковку, невыясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причём для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными.

В процессе реализации фазы вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

На данном этапе целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким студентам или учащимся чувствовать себя более комфортно. [1]

2 фаза. Фаза осмысления содержания / реализации смысла (realization of meaning)

На данном этапе осуществляется контакт с новой информацией. Учащиеся отслеживают своё понимание при работе с изучаемым материалом:

-          пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-          акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы;

-          определяют, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-          готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе может быть непосредственным источником информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении. Если учащиеся работают с текстом, преподаватель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Организуя работу с текстом, преподаватель предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. [1]

3 фаза. Фаза рефлексии (reflection)

На стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений. Рефлексия (от лат. reflexio ‒ обращение назад) представляет собой процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [7].

При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой дли понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст [1].

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе создаёт условия для становления и развития учащихся, обладающего умением критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способностью к культурной и деловой коммуникации.

 

Литература:

 

1.                           Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — Спб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. — 284 с.

2.                           Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.

3.                           Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов.- Высшее образование в России. — № 7–2007.

4.                           Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

5.                           Сериков В. В. Образование и личность. М, Логос, 1999.

6.                           Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Сластёнина В. А. — 6-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2007. — 576 с.

7.                           Шевченко Н. Н. «Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в системе профессиональной подготовки»: Учебное пособие. — КГПУ. — Петрозаводск, 2002. — 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, педагогическая технология, педагогическое мастерство, учащийся, групповая работа, информация, мнение, технология развития, чтение, индивидуальная работа.

Похожие статьи

Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования

Психологические основы педагогического проектирования

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Информатизация образования как инновационная педагогическая технология

Похожие статьи

Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования

Психологические основы педагогического проектирования

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Информатизация образования как инновационная педагогическая технология