Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Авторы: Зюзина Алена Ильинична, Сидорова Ирина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.11.2014
Статья просмотрена: 6938 раз
Библиографическое описание:
Зюзина, А. И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А. И. Зюзина, И. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5849/ (дата обращения: 18.12.2024).
Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами работы с пиктограммами.
Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп, учителям-логопедам.
Ключевые слова:речь, пиктограмма, моделирование.
«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Р. Эмерсон.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30–40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.
Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л. С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.
Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.
Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.
Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
- Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
- Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
- Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)
В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
Этапы обучения работе с пиктограммами
1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
- Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
- Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
- Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
- Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
- Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
- Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
- Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла — играть; яблоко — есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать — уши; пить — вода).
- Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
- Четвёртый лишний.
- Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши — слушать; глаза — смотреть).
- Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
- Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
- Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
- Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
- Составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
2. Обобщающее понятие.
3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР.
Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Литература:
1. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.
2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.
3. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.
4. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.
5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.
7. Ельцова О. М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, № № 1, с.27–34.
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
11. . -- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда).
12. http://www.maaam.ru/detskijsad/-nagljadnoe-modelirovanie-v-razviti-svjaznoi-rechi-starshih-doshkolnikov-s-onr-iii-urovnja.html
13. http://logoportal.ru/piktogrammyi-dlya-detey-s-onr/.html
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра
Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии
Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Эффективность применения нейросетей в диагностике и коррекции нарушений читательской грамотности у учащихся 5–7-х классов
В статье рассмотрены основные понятия и термины, связанные с читательской грамотностью. Результаты исследования продемонстрировали, что нейросети обладают потенциалом для выявления трудностей у учащихся 5–7-х классов при осмысленном чтении, а также д...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра
Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии
Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Эффективность применения нейросетей в диагностике и коррекции нарушений читательской грамотности у учащихся 5–7-х классов
В статье рассмотрены основные понятия и термины, связанные с читательской грамотностью. Результаты исследования продемонстрировали, что нейросети обладают потенциалом для выявления трудностей у учащихся 5–7-х классов при осмысленном чтении, а также д...
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...