Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Авторы: Саликова Марал Тагировна, Митина Светлана Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.11.2014
Статья просмотрена: 1413 раз
Библиографическое описание:
Саликова, М. Т. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры / М. Т. Саликова, С. В. Митина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5850/ (дата обращения: 15.11.2024).
Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре.
Статья рекомендована родителям, воспитателям.
Ключевые слова: народная культура, сказка, потешка, игрушка.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Народная культура — предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни — от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:
- формирование положительного отношения к окружающему миру;
- формирование положительных эмоций;
- развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;
- формирование эстетических представлений;
- развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо
Актуальность:
Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях
Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Как отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.
3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку
Работа строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое условие приобщение детей к народной культуре
- организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка — развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа
Основная задача — возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.
В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Второе условие — организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями
Третье условие- выбор содержания:
- малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки.
- Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), богородская игрушка
- Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения
- Развлечения, праздники
- Общение с природой (наблюдения, прогулки)
Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.
Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:
- Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
- Рассматривание народных игрушек
Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной
- Театрализованная деятельность
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
- Игра.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.
- Развлечения, праздники
Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.
Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.
Литература:
1. Е. В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
2. Я. С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Харитонова А. А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 4.
Похожие статьи
Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования
В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада
Авторы делятся практическим опытом работы по приобщению детей с ОВЗ, к принятию и пониманию художественной литературы. А также, умению слушать, понимать, пересказывать и со временем принимать участие в драматизации знакомых сказок.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...
Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни
В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Формирование экологических привычек у детей раннего возраста посредством использования наглядных форм работы
В дошкольном возрасте важно начинать формировать экологические привычки и воспитывать экологическое сознание, чтобы дети с ранних лет понимали, насколько важно бережно относиться к природе и соблюдать правила экологического поведения.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...
Похожие статьи
Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования
В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.
Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа
В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.
Насыщение информационного пространства и среды художественной литературой для детей с ОВЗ в условиях массового детского сада
Авторы делятся практическим опытом работы по приобщению детей с ОВЗ, к принятию и пониманию художественной литературы. А также, умению слушать, понимать, пересказывать и со временем принимать участие в драматизации знакомых сказок.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...
Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни
В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Формирование экологических привычек у детей раннего возраста посредством использования наглядных форм работы
В дошкольном возрасте важно начинать формировать экологические привычки и воспитывать экологическое сознание, чтобы дети с ранних лет понимали, насколько важно бережно относиться к природе и соблюдать правила экологического поведения.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...