К методике организации научно-исследовательской работы студентов
Авторы: Шабанова Альфия Ришатовна, Вервейкина Лидия Степановна, Шабанов Геннадий Владимирович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 29.10.2014
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Шабанова, А. Р. К методике организации научно-исследовательской работы студентов / А. Р. Шабанова, Л. С. Вервейкина, Г. В. Шабанов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 345-348. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6290/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время при подготовке специалистов любого профиля большое значение уделяется научно-исследовательской работе студентов. Студенты, занимавшиеся в рамках учебного заведения научно-исследовательской работой, лучше адаптируются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности, умеют правильно организовать свой рабочий день, используют достижения науки и техники в своей работе. Правильная организация научно-исследовательской работы студентов повышает качество подготовки, формирует научное мировоззрение и позволит молодым специалистам в будущем быстро ориентироваться в мире научно-технического прогресса и применять все научные достижения в своей профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская работа студентов может быть включена в учебный процесс и проводиться в учебное время на занятиях, а также проводиться в внеучебное время под руководством преподавателя в студенческих конструкторских бюро или научно-исследовательских лабораториях.
При организации научно-исследовательской работы важно правильно поставить задачу перед студентом, чтобы он смог решить ее самостоятельно, используя современные методы принятия решений.
Так, при подготовке специалистов радиотехнического профиля, в качестве заданий для научно-исследовательской работы студентов использовать следующее: 1) предложить студентам собрать схемы различных устройств (усилителя, генератора, выпрямителя и т. д.), используя готовые платы, настроить схему и проверить ее работоспособность, 2) сделать собственными руками стенд с характеристиками каких-то электронных элементов или устройств, 3) сделать электронное табло, 4) подготовить презентацию своей специальности, 5) подобрать параметры для схемы устройства, используя программы моделирования и т. п.
При подготовке специалистов в области информационных технологий предложить обучающимся: 1) подготовить оболочку для электронного учебника, 2) разработать программу для электронного табло, 3) разработать программу для расчета параметров устройства, 4) подготовить презентацию своей специальности и т. п.
Хорошие результаты дают коллективные формы научно-исследовательской работы, когда несколько студентов совместно решают те или иные поставленные задачи.
Например, студенты специальности радиотехнического профиля изготавливают обучающий стенд «Виртуальный преподаватель», а студенты специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» разрабатывают программу к этому стенду.
Рис. 1. Обучающий стенд «Виртуальный преподаватель», выполненный студентами в рамках научно-исследовательской работы
При изучении таких фундаментальных дисциплин, как «Теория электрических цепей», можно в рамках научно-исследовательской работы поставить задачу: разработать программу для расчета токов в электрической цепи. Это значительно повысит эффективность усвоения дисциплины и позволит сформировать у будущих специалистов навыки творческого решения практических задач.
Рис. 2. Результаты расчета токов в линейной электрической цепи постоянного тока, выполненные студентами в рамках научно-исследовательской работы
При изучении дисциплин «Микроэлектроника», «Схемотехника» результативной в рамках научно-исследовательской работы студентов является постановка задачи: собрать схему какого-либо электронного устройства (усилителя, генератора, выпрямителя и т. д.), настроить схему и проверить ее работоспособность. В процессе выполнения такой работы студенты приобретают навыки самостоятельной работы, учатся пользоваться различными измерительными и демонстрационными приборами и проводить эксперименты.
Рис. 3. Плата усилителя, изготовленная студентами
Рис. 4. Плата мультивибратора, изготовленная студентами
Рис. 5. Плата детекторного радиоприемника, изготовленная студентами
Литература:
1. Абдуахитов О. Т., Турдина А. Б. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России». Семипалатинск, 2008г.- С.6–8.
2. Гашенко С. А. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе. //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006г.- № 6.- С.53–55.