Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 1190 раз

Библиографическое описание:

Салманова, Д. А. Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования / Д. А. Салманова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6597/ (дата обращения: 15.11.2024).

Отечественная система образования переживает сильные изменения в частности переход на многоуровневую подготовку и переориентацию профессиональной подготовки специалиста с позиции компетентностого похода. Современные исследования модернизации образования базируются на изучении общих тенденций развития образования в мире, которое выстраивается на новых методологических основаниях. Для современного этапа развития образования свойственно понимать интеграцию знаний и способов познавательной деятельности основополагающий принцип педагогике, согласно которому отражаются тенденции научного познания и происходят процессы преобразования в педагогической системе.

Развитие интеграционных процессов в педагогической системе происходит на всех уровнях образования. Кроме того в Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о необходимости «воспитания общей культуры личности» в процессе обучения, т. е. предлагается воспитание личности, обладающей целостным мировоззрением, причастной к истокам национальной и мировой культуры, умеющей самостоятельно осуществлять учебный и научный поиск [5].

Актуализация проблемы интеграции содержания образования обусловлена также и тем, что инновационные процессы, связанные со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, не только обозначили продуктивные направления развития образования, но и привели в какой-то мере к разрозненности, несогласованности в содержании образования: с одной стороны, наличие множества вариантов интеграции, обоснованных теоретически и апробированных на практике (интегрированные занятия, модульное обучение, метод проектов и др.); с другой — излишнее увлечение отдельными способами интеграции, в частности интегрированными курсами и уроками.

Вопрос интеграции в педагогическом образовании многоаспектен и основывается на идеях личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.); концепции гуманистической направленности современного образования (А. Г. Асмолов, Н. В. Бордовская, Л. П. Буева, С. Г. Вершловский, В. В. Гузеев, В. П. Зинченко, Г. С. Сухобская, Ю. А. Шрейдер и др.); психологических и педагогических идеях современного человека (О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Е. Радионов, В. И. Слободчиков, Т. В. Шадрина и др.) [2; 3; 4; 7].

Интересным для нашего исследования также являются труды И. Ю. Алексашиной, М. Н. Берулавы, З. И. Васильевой, А. Я. Данилюка, А и др., в которых интеграция рассматривается как объединение отдельных элементов и частей различных предметов и явлений в единое целое [1; 2].

Интеграция содержания образования выполняет следующие функции:

-          организационная предполагающая согласованность форм обучения и педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса;

-          образовательная характеризующаяся формированием системности знаний и умений ведущих общенаучных идей и понятий;

-          развивающая способствующая развитию системного диалектического мышления личности;

-          воспитывающая способствующая формированию качеств личности учащегося;

-          культурологическая предполагающая формирование мировоззрения учащегося;

Для успешного развития интеграционных процессов в вузе необходима система педагогических условий, включающих в себя сотрудничество педагогов по выработке новых подходов к построению образовательного процесса, а также условия выявления их образовательных потребностей, планирования учебной деятельности.

Рассматривая в исторической ретроспективе интеграционные процессы в содержании образования, в качестве методологических основ исследования мы выделяем системный и интеграционный подходы, к исследованию отражающие совокупность методов и процессов интеграции различных подсистем на рынке образовательных услуг.

Современная проблематизация интеграции содержания образования порождает новые варианты ее реализации. Среди таких вариантов в вузовском образовании значимой становится интеграция по линии мировоззренческих проблем. Ведущими способами реализации данной линии интеграции содержания образования выступают интегрированные досуговые занятия, связанные идеей мировоззренческого характера; интерпретация творчества и рассмотрение жизни «персоналий» в содержании разных учебных дисциплин в контексте философских и нравственных проблем изучаемого периода, в контексте развития культуры той или иной страны. Тем не менее, в современном образовании существует множество концепций внедрения таких курсов, накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, требующий серьезного осмысления. «Интегративный курс — учебный курс, изучаемый для углубления и расширения межпредметных знаний и умений, построенные на основе различных типов, форм, способов, объектов меж научной интеграции».

В интеграционных процессах выделяют межпредметные связи содержания образования среди них выделяют: вертикальную интеграцию представляющая собой способ развертывания содержания во времени, где логические временные отношения совпадают; горизонтальную интеграцию, представляющую собой содержание, выводящее на один временной уровень элементарный, средний, глубокий, где элементарный уровень характеризуется фрагментарностью; средний уровень характеризуется значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания, не приводящего к трансформации больших массивов содержания в новое качественное состояние; глубокий уровень характеризуется новообразованием, полным взаимослиянием разнохарактерного содержания.

По мнению О. Н. Яворук интегративных курсы следует классифицировать на основе содержательного признака: полипредметные интегративные (комплексные) курсы — универсальные или обзорные, заменяющие ряд фундаментальных систематических курсов (естествознание); созданные на основе пограничных наук; стержневых наук, т. е. наук, пронизывающих все отрасли современного знания (информатика, кибернетика и др.); общенаучных понятий, законов и теорий; на основе изучения вопросов эволюции науки, методов научного познания природы (Земля, биосфера, человек и среда его обитания), концепции глобального образования (курсы экологического характера); на деятельной основе [6].

Предлагаемая классификация может послужить основой для упорядочения процесса конструирования данных курсов и подведения под него научной основы; интегративные курсы не могут являться альтернативой системе межпредметных связей. В данном случае они являются лишь ее компонентом. Добавим, что значимой является и проблема «готовности» учащихся к восприятию таких курсов. Особую значимость приобретают поиски способов системной (концептуальной) интеграции содержания; например, осмысливается с этих позиций культуротворческая школа. Интегрирующие факторы, под которыми понимается содержание, обладающее проникающей способностью, способностью быть включенным в «инородное» содержание, объединяться или сливаться с ним в системы более высокого порядка, делятся на две группы: общего плана и предметного плана. К интегрирующим факторам общего плана относятся: деятельностный, интеллектуальный, экологический, региональный компоненты содержания и др. К факторам предметного плана относится информатика как фактор, способствующий всеобщей информатизации содержания, представленного курсом информатики к другим учебным курсам

В качестве наиболее перспективной предлагается спиральная структура содержания образования, так как возникновение новых связей между понятиями в ходе интеграции и новых понятий как закрепления этих связей определяет более высокий уровень изучения. Результат интеграции обозначен как повышение уровня интеграции знаний учащихся (от фрагментарно — понятийного к модульному и системному), достигаемое формированием навыков структурирования знания в условиях неопределенности, вниманием к творческой деятельности учащихся, выполнением заданий, требующих привлечения сведений из различных областей.

Таким образом, современная педагогика рассматривает интеграцию в сфере содержания образования как один из путей модернизации вузовского образования будущего, как средство формирования мирового образовательного пространства. При этом выделяются основные тенденции развития интеграционных процессов в содержании образования: гуманизация содержания образования; демократизация образовательной среды в вузе; информатизация вуза.

 

Литература:

 

1.                   Алексашина, И. Ю. Интегративная функция обучения / И. Ю. Алексашина, Н. С. Антонов М.: Просвещение, 1985.

2.                   Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. — М.: Изд-во «Совершенство»,1998. Вектор науки ТГУ. 3(6).

3.                   Гузеев В. В. Системные основания интегральной педагогической технологии: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. М., 1999. — 48 с.

4.                   Кулюткин Ю. Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Самара, 1993. С.10–17.

5.                   Российская Федерация. Закон. Об образовании: федер. закон: [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. — [4-е изд.]. — М.: Ось-89, 2012.

6.    Яворук О. А. Теоретико-методические основы построения интегра-тивных курсов в школьном естественно-научном образовании: автореф.. д-ра пед. наук / О. А. Яворук. Челябинск, 2000. — 37 с.

7.    Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — Москва — Сентябрь. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): содержание образования, курс, интеграция содержания образования, общий план, педагогическая система, предметный план, процесс, разнохарактерное содержание, современное образование, содержание.

Похожие статьи

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Информатизация образования как инновационная педагогическая технология

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов колледжа

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Похожие статьи

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Информатизация образования как инновационная педагогическая технология

Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов колледжа

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования