Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Головина, М. Ю. Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями / М. Ю. Головина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6636/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современных условиях воспитание детей дошкольного возраста приобретает новые ориентиры. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа, которая учитывает изменяющиеся условия жизни. Особое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется поликультурному воспитанию.

В настоящее время проблема поликультурного воспитания на дошкольном этапе обретает особую актуальность. Формирование позиций гражданственности, отношение к малой и большой родине, уважение к традициям своего народа должны базироваться на знаниях и представлениях детей об окружающем мире.

Решая задачи поликультурного воспитания, педагоги формируют у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития.

Опытом своей работы хотим поделиться с читателями и услышать отклики коллег, которым интересна данная тема, получить информацию о практическом опыте педагогов, работающих в аспекте поликультурного воспитания.

Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».             Поликультурное образование — это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умение общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить друг с другом в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.

Поликультурное воспитание — составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Поликультурное воспитание в дошкольном образовании регламентировано нормативно-правовыми документами:

-        Конституция Российской Федерации;

-        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-        Национальная доктрина образования РФ;

-        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

Поликультурное воспитание выполняет важные функции: ребенок всегда легко входит в окружающий мир, усваивает представление явлениях природы, радостях добра и любви, своей стране, о родном крае, о малой родине.

Россия всегда была не только густонаселенным, но и многонациональным государством. В стране постоянно проживает более 145 млн. граждан. Они представляют более 160 национальностей, говорящих на собственных языках. Только семь народов имеют численность более одного миллиона — русские (более 80 %), татары (3,8 %), украинцы (3 %), чуваши (1,2 %) и другие.

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиции, национального костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство этих народов сохранило своё своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур — достояние всей страны.

Мы живем в Сибири, в Иркутской области, г. Иркутске, расположенном на берегу Ангары. Особенность нашего края — многонациональный состав населения: русские, буряты, эвенки, тофалары, казаки и др. Для всех народов, проживающих на территории Сибири характерна культурно-бытовая общность. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену.

Многочисленностью национальностей отличается Сибирь. Она всегда отличалась от других регионов России значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь русских, бурят, эвенков, что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.

Серьёзного внимания заслуживает изучение фольклора народов Сибири. Сибирский фольклор богат и разнообразен, что позволяет развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, приобщить ребенка в родной национальной культуре.

Работая в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, нами был создан проект: «Сибирь, в которой я живу».

Из большого многообразия национальных культур, мы выбрали две самых ёмких по своему содержанию культуры русскую и бурятскую.

Обе национальные культуры имеют общие нравственные ценности и гуманные качества как доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, житейская мудрость, честность и правдивость, особый юмор.

Знакомство и изучение национальных культур Сибири, осуществлялось через знакомство с фольклором, который представляет собой многоязычное и сложное явление, являются проявлением дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, т. е. глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.

Цель нашей проектной деятельности формирование у детей дошкольного возраста представлений о народах Сибири, их традициях, быте и народном творчестве.

Для достижения цели на подготовительном этапе были поставлены следующие задачи:

1.      Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной теме;

2.      Создание условий для поликультурного воспитания детей;

-                   патриотический уголок;

-                   уголок родного края;

-                   разработка проекта «Сибирь, в которой я живу»;

-                   изготовление и подбор дидактического материала.

Основываясь на принципах систематичности, последовательности выделены следующие этапы работы:

-                   изучение культуры народов Сибири;

-                   сравнение русской национальной культуры с культурой других народов, проживающих в Сибири;

-                   развитие культуры межнационального общения.

Работа с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем содержит познавательный материал о регионе по всем образовательным областям: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Задачи работы педагогов с детьми в рамках проекта:

-                   Развивать представление о родной стране — Россия, о своей национальной принадлежности;

-                   Познакомить детей с коренным народом Сибири бурятами, бурятской культурой, традициями, бытом, фольклором;

-                   Использовать народные литературные произведения (сказки, легенды, стихи) для развития нравственных ценностей, идеалов, гуманных чувств к своей стране, родному краю, к малой Родине;

-                   Воспитывать интерес к людям другой национальности.

Народное творчество позволяет детям в доступной форме осмыслить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок русского и бурятского народов перекликаются друг с другом. Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к данной национальности. В приобщении дошкольников к народному творчеству и воспитание нравственных качеств учитывались следующие подходы:

-        организация различных видов деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, театрализованной, двигательной, изобразительной.

-        интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) с опорой на разные жанры фольклора народов Сибири;

-        осуществление воспитательной работы на основе народной национальной культуры.

При отборе материала о народах Сибири мы учитывали возрастные особенности детей. Материал по ознакомлению дошкольников с трудом, бытом, национальным искусством народов Сибири предлагался в доступной форме. Детей знакомили с бурятской литературой: со сказками, легендами, играми. Проявляя симпатию к героям художественных произведений, у детей пробуждается интерес к людям другой национальности, доброжелательность, любознательность. Знакомство с бурятской культурой проводилось в образовательной и самостоятельной деятельности с детьми, играх, при подготовке к развлечениям и праздникам. В результате проведенной работы у детей расширились представления о жизни бурят, расширился круг знаний, проявился интерес к культуре и традициям бурятского народа.

В ходе реализации проекта согласно плану использовались следующие формы работы с детьми:

1.                  Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением коренных народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по сюжетным картинкам;

2.                  Рассматривание карты России, Иркутской области;

3.                  Чтение и осмысления бурятских народных сказок: «Богатырь Байкал», «Жаворонок и обезьяна».

4.                  Разучивание подвижных игр народов Сибири: «Важенка и оленята», «Иголка, нитка и узелок», «Хейро», «Евражки и полярная сова» и др.;

5.                  Экскурсия в музей под открытым небом совместно с родителями «Тальцы» (бурятский сектор);

6.                  Продуктивная деятельность: «Кисет», «Коврик», «Рукавицы», «Одень куклу в национальный костюм» — с элементами бурятских орнаментов;

7.                  Беседы о истории народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Бурятские народные инструменты».

8.                  Рассказ воспитателя: «Народные русские игры», «Народные бурятские игры»; «Народные традиции и промыслы сибиряков»;

9.                  Составление совместно с детьми ленты времени: вчера, сегодня, завтра.

Совместно с детьми изготовлены игры по теме:

-                   дидактическая игра «Народная игрушка»;

-                   дидактическая игра «Жилище»;

-                   дидактическая игра «Предметы быта, орудие труда».

-                   картотека подвижных игр народов Сибири.

Работа проводится в образовательной и игровой деятельности с детьми. Для поддержания интереса детей практикуются задания, в которые включаются: рассматривание картин художников Сибири, отгадывание загадок по теме, чтение сказок народов Сибири; обрядовые праздники и игры. Также используются дидактические игры.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия детского сада и родителей. С целью привлечения их к данному проекту были проведены консультации: «Жизнь и быт народов Сибири», «Бурятские сказки для детей», «Национальный костюм», а также представлена выставка методической и детской художественной литературы.

Работа с родителями включила в себя следующие формы работы:

1.     Посещение музея под открытым небом «Тальцы» с детьми;

2.     Изготовление макетов — «Русская изба» и «Бурятская юрта»;

3.     Поиск художественной литературы народов Сибири.

Проведение такой работы формирует у детей дружеское отношение к национальной культуре народов Сибири, развивает интерес к их традициям, быту, воспитывает уважение к представителям других национальных культур.

 

Литература:

 

1.      Программа поликультурного образования в негосударственных учреждениях ОАО «РЖД», 2013г.

2.      Методическое обеспечение программы поликультурного образования детей 3–7 лет «Диалог культур», 2 ч. старший дошкольный возраст,2014г.

3.      М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс,2003г.

4.      Конституция Российской Федерации, 2012г.

5.      Закон Российской Федерации «Об образовании», 2013г.

6.      Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, 2013г.

Основные термины (генерируются автоматически): Поликультурное воспитание, ребенок, Сибирь, культура, народ, народное творчество, родной край, дидактическая игра, игра, традиция.