Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 13.11.2014

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Ускова, И. В. Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе / И. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6649/ (дата обращения: 16.10.2024).

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, самоконтроль, самокоррекция, самооценка.

 

Начало ХХI века России и мире характеризуется переходом от индустриального типа развития общества к информационному, обществу, в котором значительно возрастает роль и объём информации во всех сферах деятельности. Поэтому в современном мире приоритетными становятся знания связанные со сбором, переработкой и хранением информации, а также с навыками использования новейших информационных технологий. В связи с этим социальным заказом современного российского общества становится прежде всего воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества: умение ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, умение получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков [3].

Переход к информационному типу развития общества отразился на всех сферах жизни общества, в том числе и на системе образования. Смена приоритетов с усвоения готовых знаний на развитие умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания разными способами, отразилось в главном нормативном документе, поддерживающем модернизацию российской школы, — Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направлен на обеспечение формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (в том числе и самообразованию на протяжении всей жизни) [3, с. 5].

Именно поэтому одной из дидактических проблем последнего десятилетия становится поиск современных путей формирования навыков самостоятельной деятельности, способных решить вывести процесс обучения на качественно новый уровень и повысить успешность учебной деятельности учащихся.

Традиционно под самостоятельной деятельностью учащихся в педагогике понимается такая деятельность, которая «выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время» [1, с. 15]. Также следует подчеркнуть, что только «при достаточном внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний» [1, с. 7]. Главной целью самостоятельной деятельности является расширение и углубление знаний обучающихся, предотвращение их забывания, развитие индивидуальных склонностей.

В связи с обновлением содержания предмета «Русский язык», возрастающей ролью творческих, исследовательских, проектных учебных заданий возникла острая необходимость целесообразной и здоровьесберегающей организации самостоятельной деятельности учащихся. Современные учебно-методические комплекты по русскому языку для основной и старшей школы позволяют организовать самостоятельную работу учащихся на качественно новом уровне, учитывая социальный заказ информационного общества.

Проведённый анализ учебно-методических комплектов по русскому языку позволяет сделать выводы о том, что представленный в них дидактический материал условно можно разделить на два вида:

1)                 предназначенный для выполнения в аудитории, при работе с которым необходимо непосредственное руководство учителя, пояснение, инструктаж и контроль.

2)                 предназначенный для самостоятельной работы на основе полученных ранее знаний, умений, навыков и способов деятельности, тщательно организованный и продуманный учителем, но выполняемый без его непосредственного участия.

На основе исследования учебно-методических комплектов по русскому языку можно выделить некоторые функции дидактических материалов для самостоятельной работы школьников по русскому языку в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

1. Образовательная функция предусматривает усвоение определённой системы знаний, умений, навыков и способов деятельности по предмету, и их применение на практике; формирование метапредметных умений, связанных освоением обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.

Образовательная функция материалов для самостоятельной работы по русскому языку направлена на достижение дидактических целей: получение новых знаний (изучение теоретического материала учебника, дополнительной литературы, составление плана, конспекта, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и т. д.), систематизация и обобщение (повторная работа с теоретическим материалом учебника, составление таблиц, алгоритмов, схем, составление плана и тезисов ответов на вопросы, терминологического словарика и т. д.), актуализация межпредметных связей и расширение фоновых знаний через языковой дидактический материал (исследование дидактического материалу смежных образовательных областей, работа с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы и т. д.).

Результатом реализации образовательной функции при выполнении заданий для самостоятельной работы по русскому языку должна стать так называемая «действенность знаний», выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных, так и общеучебных умений и навыков.

2. Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности школьников, в развитии их творческих способностей. Структура дидактических материалов по русскому языку, реализующих развивающую функцию, представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые подразумевают овладение учащимися новыми знаниями и навыками для создания новых алгоритмов выполнения задания и овладения новыми способами деятельности. При этом на первый план выходит не актуализация полученных ранее знаний, а поиск новых идей и разработка оригинальных, нестандартных решений поставленной учебной задачи.

Так, в современных УМК развивающая функция обучения реализуется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, конечно, речи. Развивающая функция заданий для самостоятельной работы по русскому языку способствует формированию у учащихся личностных результатов, таких как готовность и способность к саморазвитию и творческому самоопределению, способность ставить цели и добиваться их, развивает мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основной задачей материалов для самостоятельной работы становится организация самостоятельной познавательная деятельности ученика, основанной на способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

3. Воспитательная функция материалов для самостоятельной работы заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы на основе мотивации к обучению и познанию, честности и аккуратности в планировании и осуществлении самостоятельной учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение следовать намеченной образовательной траектории, воспитание навыков самоконтроля, самооценки, формирование готовности к саморазвитию и самообразованию.

Наряду с этим воспитательная функция реализуется в современном языковом материале, предложенном в заданиях для самостоятельной работы учащихся, который направлен не только на овладение предметными и метапредметными умениями и навыками, но и на усвоение определённого набора понятий из области лингвокультурологии, разнообразную информацию культурологической направленности (лингвистического и экстралингвистического плана), позволяющую расширять информационное поле учащихся, формировать фоновые знания, связанные с культурой и духовно-нравственным развитием и воспитанием учащихся. Ключевым при самостоятельной работе с заданиями по русскому языку становится умение анализировать и оценивать слово и текст как важнейшие вербальные артефакты [2, с. 9], имеющие прямое отношение к национальной культуре, истории и обладающие эстетической ценностью.

Материалы для самостоятельной работы по русскому языку, реализующие воспитательную функцию, направлены формирование у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру, призваны воспитать любовь и уважение к родному языку. Одной из центральных задач таких материалов становится формирование у ребёнка стремление к речевому самосовершенствованию, развитие речевого вкуса через осмысление родного языка как национальной ценности, как эстетического феномена, осознание своей причастности к родному языку как национальному достоянию, и своей личной ответственности за судьбу родного языка.

4. Контролирующая функция состоит в выявлении уровня сформированности знаний, умений, навыков и способов деятельности по определённой теме, тематическому разделу, модулю, курсу. Также контролирующая функция материалов для самостоятельной работы по русскому языку позволяет сделать вывод о сформированности навыков самостоятельного учебного труда, сравнить планируемые и достигнутые результаты учебной деятельности, оценить эффективность применения разных методов, форм и средств самообразования, оценить самостоятельную работу учащихся.

5. Диагностическая функция материалов для самостоятельной работы состоит в том, что учитель получает возможность получить информацию о пробелах в знаниях учащихся, в связи с которыми ими допускаются ошибки и скорректировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса. Диагностическая функция предполагает осуществление аналитического анализа собранной информации с целью выявления причинно-следственных связей в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.

6. Прогностическая функция материалов для самостоятельной работы позволяет сделать прогноз направлений развития определённой темы в классе, группе или у одного ученика, на основании того, насколько изучен и усвоен изучаемый материал, сформированы умения и навыки, необходимые для последующего изучения материала.

Все перечисленные функции тесно взаимосвязаны между собой и реализуются в комплексе в едином педагогическом процессе.

 

Литература:

 

1.           Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов // М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 240 с.

2.           Новикова, Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5–9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: Диссертация... доктора педагогических наук. — М., 2005. — 515 с.

3.           Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, русский язык, знание, родной язык, самостоятельная работа учащихся, способ деятельности, умение, навык, самостоятельная деятельность, воспитательная функция.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы

В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Формирование исследовательских умений школьников

В статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на формирование исследовательской деятельности учащихся.

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Самоподготовка как форма развития учебной самостоятельности нахимовцев: цели, задачи, функции. Требования к самоподготовке

В своей статье авторы делают акцент на том, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет его среди других людей, а индивидуальностью — ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которая заложена природо...

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы

В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Формирование исследовательских умений школьников

В статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на формирование исследовательской деятельности учащихся.

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Самоподготовка как форма развития учебной самостоятельности нахимовцев: цели, задачи, функции. Требования к самоподготовке

В своей статье авторы делают акцент на том, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет его среди других людей, а индивидуальностью — ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которая заложена природо...