Формирование компетенций в преподавании общественно-правовых дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Автор: Ануфриева Ольга Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 22.11.2014
Статья просмотрена: 487 раз
Библиографическое описание:
Ануфриева, О. Н. Формирование компетенций в преподавании общественно-правовых дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения / О. Н. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 279-280. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6656/ (дата обращения: 15.11.2024).
Требования ФГОС СПО предполагает формирование общих и профессиональных компетенций у выпускника колледжа, которые формируются, прежде всего, в рамках общественных, правовых дисциплин, гуманитарного, социально-экономического цикла [1].
Выпускник колледжа специальности Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен понимать значимость своей будущей профессии, а также осознавать правильность сделанного им выбора, т. е. проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития.
В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных. Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.
Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. е. они универсальны.
Поэтому в концепции нового подхода образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.
Таким образом, целью становится формирование компетентного специалиста — юриста в сфере социальной защиты населения.
Будущий специалист должен обладать профессиональной компетенцией, которая должна состоять из следующих компонентов [3, стр. 208–209]:
- Социальная компетентность — способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество, способность и готовность принимать решения, а также нести ответственность за результат своих действий;
- Специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;
- Индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.
Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.
В образовательном учреждении студенты впервые лицом к лицу самостоятельно сталкиваются со многими проблемами, экономического, социального, политического, национального, правового, демографического характера. Это своего рода мини проекция проблем свойственных нашему обществу.
Будущий выпускник должен стать профессионалом — человеком, который способен с помощью разума, знаний права, интуиции преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности, связанные с предоставлением социального обеспечения и социальной защиты населения. Он должен умело действовать в нестандартных неординарных ситуациях, используя правовые нормы, грамотно урегулировать спорные вопросы, конфликты. Выпускник должен стать неким носителем идеи гражданского общества, привносить правовую культуру в общество, в разные социальные слои.
Поэтом на каждом этапе правовые дисциплины должны осуществлять свои функции [4, стр. 219]:
- развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;
- развивать когнитивный компонент, т. е. правовую компетентность;
- деятельно-рефлексивный компонент — на этом этапе происходит становление нормативно-правовой компетентности будущего специалиста, за счет накопления личного социального опыта решения профессиональных задач социально-правового характера.
При формировании компетенций важно использовать различные интерактивные способы (методики), направленные на формирование у студентов целостной картины современного общества, использовать различные приемы развития критического мышления, творческие работы, деловые и образовательные игры, социальные проекты, кейс-метод. Поэтому на занятиях должен идти процесс вербализации, моделирования целеполагания, разностороннего развития личности будущего специалиста [2, стр. 194]. Выпускник должен ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, в условиях современной действительности, также самостоятельно преодолевать и исправлять собственные ошибки, находя решение.
В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационную деятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задач на семинарных занятиях, разработка социальных проектов.
Поэтому формирование компетенций у выпускника колледжа должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.
Литература:
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324)// [Электронный ресурс] — Режим доступа СПС http://base.consultant.ru/
- Семенова О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр.190–195
- Титова Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211
- Файзулина Т. Ф. Формирование правовой компетентности студентов профессионально-педагогического колледжа//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 217–221