Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС
Автор: Кирилова Ирина Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2014
Статья просмотрена: 13463 раза
Библиографическое описание:
Кирилова, И. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС / И. В. Кирилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 118-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6657/ (дата обращения: 15.11.2024).
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.
Массару Ибука
ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием. Воспитательно-образовательный процесс формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметно — развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
- Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
- Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
- Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
- Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
- Критериально-оценочная функция.
Анализ предметно-развивающей среды в МАДОУ № 3
В МАДОУ№ 3 создана определённая предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями норм СанПиН. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком, среда построена с учётом гендерных и возрастных различий. В группах имеются следующие зоны: учебная, для девочек и для мальчиков, уголок природы, уголок дежурств, уголок ряженья, уголок детского творчества, книжный уголок, уголок сенсорного развития, патриотический уголок, физкультурный уголок. Но, имеется недостаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное развитие, на развитие творческого потенциала ребёнка. Поэтому, необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При организации предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность, в том числе по созданию нестандартного оборудования всех педагогов МАДОУ.
Оборудованы — и материально, и технически — все обследованные помещения МАДОУ№ 3: отдельные и хорошо оснащены кабинеты, а также залы, музыкальный и спортивный. Практически во всех группах есть магнитофоны; созданы условия для физического и эстетического развития детей — имеется в виду оформление групп. Во всех групповых помещения и игровых комнатах четко выделены учебные зоны.
Все обследованные группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр.
Многообразно представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр.
Используются традиционные игры по правилам: лото, домино, настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений. Все игры имеют исключительное, важное значение для формирования у детей произвольности, нормативного поведения. Отсюда вывод: материальное оснащение для игровой деятельности соответствует требованиям. Все обследованные группы МАДОУ№ 3 хорошо обеспечены материалом для продуктивной деятельности (для изобразительной деятельности, для поделок, разнообразными конструкторами).
Разными видами материала представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература, образно-символический материал (картинку, схемы, карты) и материал для учебной деятельности. В то же время ощущается дефицит материала для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни: свободного падения, вращения, качения и пр. Речь идет о специальных динамических игрушках: катапультах, волчках, желобах и пр. Между тем, данный материал способствует не только познанию физических свойств предмета, но и развитию мелкой моторики.
Во всех обследованных группах в достаточном количестве представлены книги для детей. Это преимущественно издания энциклопедического характера, крайне мало в наличии современной детской литературы, отсутствуют периодические издания для детей. Спортивный зал оснащен современным оборудованием и тренажерами. Обобщая полученные данные, отметим: главная проблема организации предметной среды МАДОУ№ 3 — недостаток материала для самостоятельной деятельности детей.
Изучив и проанализировав состояние, особенности организации развивающей предметно — пространственной среды МАДОУ№ 3, мы решили разработать и внедрить проект. Предполагаемым результатом которого, станет оптимизация развивающей предметно — пространственной среды МАДОУ№ 3.
Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МАДОУ № 3.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в МАДОУ № 3 с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение.
Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды МАДОУ № 3. Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды МАДОУ № 3.
Концепция проекта:
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в МАДОУ № 3 педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.
Развивающая среда детства — это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников МАДОУ № 3. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта.
Содержание деятельности по реализации проекта
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Сроки реализации |
I. Подготовительный этап |
||
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна |
Заведующий МАДОУ№ 3, старший воспитатель |
Сентябрь |
Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. |
Зав.МАДОУ№ 3, ст. воспитатель |
Октябрь |
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОО |
Заведующий МАДОУ№ 3, старший воспитатель |
Ноябрь |
Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта; создание творческой группы |
Зав МАДОУ№ 3, ст. воспитатель |
Декабрь |
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах |
Творческая группа |
Январь |
Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно- игровой среды в МАДОУ№ 3 согласно возрастным особенностям |
Творческая группа |
Январь |
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности |
Творческая группа |
Февраль |
Отбор лучших разработок для внедрения и публикации |
Творческая группа |
Март |
II. Деятельностный этап |
||
Обучающий семинар для педагогов МАДОУ № 3 по теме «Принципы построения предметно- развивающей среды в детском саду в условиях реализации ФГОС» |
Старший воспитатель |
Октябрь |
Консультации на темы: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»; «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»; «Комнатные растения в интерьере группового помещения»; «Организация декоративно- оформительской работы» |
Старший воспитатель |
Ноябрь — май |
Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности |
Старший воспитатель |
Ноябрь |
Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в МАДОУ № 3 (фотоматериалов, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) |
Старший воспитатель |
Ноябрь |
Круглый стол на тему: «Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость? |
Старший воспитатель |
Апрель |
Педагогический совет на тему: «Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований» |
Заведующий МАДОУ№ 3, старший воспитатель |
Декабрь |
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков |
Зав.МАДОУ№ 3, ст. воспитатель |
Март — май |
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды |
Творческая группа, воспитатели |
Январь — февраль |
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей |
Творческая группа, воспитатели |
В течение всего срока |
Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно- гигиеническими нормами, требованиями ФГОС |
Творческая группа |
В течение всего срока |
Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, ПДД |
Заведующий МАДОУ№ 3,старший воспитатель |
Январь-февраль |
Декоративное оформление коридоров и холлов детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений |
Творческая группа |
Сентябрь — май |
Создание ландшафтного дизайна территории детского сада (подпроект) |
Творческая группа |
Февраль — август |
III. Заключительный этап |
||
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в МАДОУ№ 3 в условиях реализации ФГОС |
Заведующий МАДОУ№ 3, старший воспитатель |
Апрель |
Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации |
Творческая группа |
Май |
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы |
Старший воспитатель |
Апрель — май |
Таким образом, всего за год коллектив сумеет сделать так, чтобы предметно — развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов.
Ожидается, что в проекте примут участие 80–90 % сотрудников МАДОУ № 3. В ходе его реализации заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50 % родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.
Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.